Эмблема компании Lexus
Студия Calty Design
Lexus LS 400
Lexus SC 300
Lexus GS 300
Lexus ES 300
Lexus LX470
Lexus RX 300
Lexus IS 200
|
Lexus – подразделение компании Toyota, выпускающее
модели класса «люкс» для рынка США и Европы (естественно,
с левым рулем). Само слово lexus по своему звучанию
сходно со словом «люкс». Именно этим словом и его производными
– «люксовый», «автомобиль класса люкс» и так далее –
описывается вся история компании. В этом нет ничего
удивительного, ибо изначальной целью создания компании
Lexus и был выпуск престижных автомобилей, дорогих,
роскошных, красивых.
Нельзя сказать, что эта идея была так уж нова и оригинальна,
ведь на момент создания компании, а точнее, зарождения
самой ее концепции, этот сегмент автомобильного рынка
был уже давно и прочно обжит известными европейскими
и американскими марками, такими, как BMW, Mercedes-Benz,
Jaguar. Впрочем, японцев это не смутило – в августе
1983 года на секретном совещании совета директоров корпорации
Toyota председатель совета Эйдзи Тойода (Eiji Toyoda)
озвучил идею, которую можно было вкратце описать так:
«бросить вызов лучшим автомобилям мира». К этому моменту
Toyota уже прочно стояла на ногах как всемирно известный
производитель надежных, недорогих, качественных автомобилей,
популярность и массовость которых не нужно доказывать.
Но с роскошью и престижем этот уже прочно сложившийся
имидж не вязался; поэтому Toyota решила покорять выбранный
сектор автомобильного рынка с новой маркой. Такой маркой
и стал Lexus.
Впрочем, от рождения идеи до ее окончательной реализации
прошло несколько лет; решив развивать новое направление,
японцы подошли ко всему обстоятельно и скрупулезно.
Сначала была создана группа из 1400 дизайнеров и инженеров,
перед которыми была поставлена задача: создать люксовый
автомобиль, приносящий наибольшее удовольствие от вождения;
он должен превосходить лучшие автомобили Европы и при
этом стоить дешевле. Воплощать эти требования в жизнь
призван был проект F1. F1 расшифровывалось так: F –
“flagship”, то есть флагман, а цифра 1 означала люксовый
седан наивысшего порядка, первый среди себе подобных.
Главными инженерами проекта были Сёдзи Дзимбо (Shoiji
Jimbo) и Ичиро Сузуки (Ichiro Suzuki), а сама его разработка
началась в 1984 году. Через год, в мае 1985 года, разработчики
отправились на своеобразную «разведку» в Штаты. Ведь
именно для американского рынка и создавался первый автомобиль
Lexus, который – забегая вперед, - получился совершенно
не похожим на все остальные продукты японского автопрома.
Возглавленная Дзимбо команда проводила опросы среди
фокус-групп (потенциальных будущих покупателей) и автодилеров
крупнейших городов США (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Майами,
Хьюстон) для того, чтобы составить ясную картину предпочтений
американских покупателей. Параллельно с этими рыночными
исследованиями группа из пяти дизайнеров работала над
дизайном будущего первенца Lexus в Calty Design, американской
дизайн-студии Toyota в Калифорнии. И уже в июле того
же 1985 года был построен первый из 450 рабочих прототипов
– Lexus LS400, плод работы нескольких тысяч специалистов
разных областей. В 1986 году LS400 прошел массу дорожных
тестов – и на немецких автобанах, и в снегах Канады
и Швеции, и на извилистых горных серпантинах. Результатом
тестов стали усовершенствования системы управления и
подвески. Май 1987 года – после презентаций восьми вариантов
внешнего вида руководство наконец-то утверждает в окончательном
виде дизайн кузова LS400. И 2 января 1988 года, спустя
не один год разработок, Lexus как торговая марка и его
логотип были представлены широкой публике на автошоу
в Лос-Анджелесе. После этого последовали дебюты Lexus
на других автосалонах США. Правда, показы ограничились
прокруткой рекламных видеороликов, общей информацией
и демонстрацией эскизов автомобилей. В мае этого же
года были названы 80 автодилеров, отобранных для будущих
продаж автомобилей Lexus. Первым из них стал Lexus of
Columbus в Огайо. Наконец, в январе 1989 года, на автосалоне
в Детройте состоялась премьера двух моделей Lexus –
LS400 (кстати, LS400 расшифровывается как luxury sedan,
а 400 означает 4-литровый двигатель) и ES250 (ES – executive
sedan, двигатель объемом 2,5 литра). Через день они
же были выставлены на автосалоне в Лос-Анджелесе. В
мае LS400 идет в серию – начинается его выпуск на тойтовском
заводе Тахара, а в сентябре LS400 и ES250 поступают
в продажу; за первый месяц было продано 2919 экземпляров
LS400 и 1216 автомобилей ES250.
LS400 по своим характеристикам вполне мог тягаться с
современными ему европейскими люксовыми седанами: отделанный
кожей и полимерами высокого качества салон, аудиосистема
от Pioneer и Nakamichi, высокие скоростные характеристики
(благодаря специально доработанному для LS400 4-литровому
тойотовскому двигателю 1UZ-FE) и прочие достоинства,
благодаря которым он получил наивысшие оценки в прессе.
Так, например, в январе 1990 года журнал Car & Driver
назвал его лучшим автомобилем, в феврале Motoring Press
Association присвоила ему звание лучшего импортного
автомобиля года, а в июле LS400 получил первое место
в рейтингах J.D. Power and Associates (крупной компании,
занимающейся независимыми исследованиями рынка и опросами
покупателей). В этом же году Lexus начал продажу LS400
в Великобритании и Канаде, где тот также получил высокие
оценки потребителей. (Кстати, для Великобритании и некоторых
стран с левосторонним движением автомобили Lexus выпускались
с правым рулем). К октябрю 1990 года продажи Lexus достигли
63 тысяч автомобилей.
В мае 1991 года Lexus торжественно представил новую
модель – спортивное купе SC400 (SC – sport coupe). Благодаря
тому же двигателю, что устанавливался на LS400, SC400
набирал скорость в 100 км/ч за 6.9 секунды; его дизайн
разрабатывался в той же студии Calty Design. SC400 оснащался
4-ступенчатой автоматической трансмиссией и выпускался
также в модификации с 3-литровым двигателем (SC300,
появившийся чуть позже, в августе 1991 года). Кстати,
в Японии праворульный вариант этой модели стал известен
как Toyota Soarer, а аналогом LS400 в модельном ряду
Toyota была модель Celsior. Первые купе SC400 поступили
в продажу на рынке США уже в июне 1991 года. Еще одно
дополнение к модельному ряду – седан ES300 (аналог Toyota
Windom), пришедший на смену ES250 - было произведено
в сентябре того же года. Тогда же, в 1991 году, Lexus
улучшил модель LS400 (кузов был дополнен боковыми балками
для большей безопасности) и получил несколько первых
мест в различных рейтингах J.D. Power and Associates.
1992 год: январь ознаменовался наградами, которые SC400
и ES300 получили от журналов Automobile Magazine и Car
& Driver. В это же время Lexus добивается того,
чего, должно быть, и желали его основатели: по объему
продаж в США он обгоняет своих конкурентов – BMW и Mercedes-Benz
– и становится лидирующим импортером автомобилей класса
люкс. Забегая немного вперед, можно также отметить,
что только за один 1992 год в Штатах было продано 92890
автомобилей марки Lexus, что можно назвать весьма неплохим
показателем для брэнда, история которого исчисляется
всего пятью годами. В феврале 1992 года SC400 стал импортным
автомобилем года в США по версии журнала Motor Trend
и Motoring Press Association, а в мае LS400 был назван
автомобилем с наименьшим количеством проблем после трех
месяцев эксплуатации в рейтингах J.D. Power and Associates.
В июле в этом же рейтинге Lexus стал маркой номер один
по степени удовлетворенности покупателей. Сентябрь –
дебют обновленного LS400, в который было внесено около
50 изменений, многие из которых были совершены по пожеланиям
дилеров и клиентов.
В январе следующего, 1993 года состоялся дебют новой
модели – GS300. Внешний облик этого спортивного седана
класса люкс (именно так его кратко описал сам производитель)
создавал известный автомобильный дизайнер Джорджетто
Джуджаро; годом позже GS300 был показан в Европе на
Франкфуртском автосалоне. В марте American Automobile
Association (AAA) называет SC300 и LS400 лучшими автомобилями
1993 года в своих ценовых категориях, в июне The Robb
Report присваивает модели LS400 звание лучшего импортного
автомобиля года, а в июле Lexus третий раз подряд занимает
первое место в рейтинге J.D. Power and Associates. В
1994 году Lexus продолжает собирать награды и звания;
о нем пишет даже такое издание, как Popular Science,
признав LS400 лучшей новинкой года. Видимо, новинкой
было признано второе поколение LS400, поступившее в
продажу в ноябре 1994 года и претерпевшее некоторые
изменения в дизайне. Кроме этого, Lexus уже четвертый
год подряд победил в рейтинге J.D. Power and Associates
по уровню удовлетворенности покупателей. Но и это был
не предел – в следующем, 1995 году, Lexus одержал эту
же победу уже пятый раз подряд – беспрецедентный факт.
Кроме этой победы, было еще много наград и званий; но
все это торжество Lexus как торговой марки было омрачено
внесенным в мае 1995 года министерством торговли США
предложением о введении 100%-ных пошлин на некоторые
модели люксовых автомобилей японского производства,
в частности, на весь модельный ряд Lexus. Введение этих
пошлин ставило под угрозу потери работы около 8 тысяч
человек, занятых на предприятиях, так или иначе связанных
с Lexus. Но уже в июне США и Япония достигли соглашения,
благодаря которому назревавшая уже было торговая война
так и не разразилась.
1996 год начался с появления первого внедорожника в
модельном ряду Lexus – LX450. Это был люксовый вариант
Toyota Land Cruiser в кузове 80-й серии, «красавица
и чудовище в одном флаконе» - неоспоримые оффроадные
достоинства Land Cruiser плюс лексусовская роскошь.
С этой комбинацией Lexus вступил во владения производителей
внедорожников и вскоре одержал победу и там, став лидером
продаж всего за два месяца. По количеству проданных
автомобилей Lexus опередил даже Range Rover. Помимо
этой победы, в январе Lexus отметил такую веху в своей
истории, как достижение отметки в 500 тысяч проданных
автомобилей. В апреле Lexus и Coach, известный производитель
высококачественных изделий из кожи, объявляют о своем
сотрудничестве в работе над будущим ограниченным выпуском
модели ES300, а в июле журнал Automobile Magazine назвал
LS400 в числе 24 самых значимых автомобилей века. В
сентябре широкой общественности было показано второе
поколение ES300, получившее более длинный кузов (длина
увеличилась на 6 см), более гладкие формы, с новыми
люксовыми опциями и при этом с более низкой ценой по
сравнению со своим предшественником. В декабре того
же года новый ES300 получил награду «Top Car» от AAA
в ценовой категории от 25 до 30 тысяч долларов.
В январе 1997 года на международном автошоу в Детройте
Lexus выставил концепт-кар HPS (High Performance Sedan),
предшественник нового поколения модели GS300. HPS был
оснащен 4-литровым двигателем V8 с системой VVT-i. В
феврале на автосалоне в Чикаго был показан еще один
концепт от Lexus – SLV (Sport Luxury Vehicle); в нем
компания воплотила свое видение автомобиля, в котором
соединены комфорт люксового седана и дорожные характеристики
среднеразмерного внедорожника. Чуть позже, в марте того
же года, компания объявила, что этот концепт идет в
производство под названием RX300 (в Японии – Toyota
Harrier); начало его производства было запланировано
на первую половину 1998 года. А в сентябре произошло
значительное обновление модельного ряда: SC400/300 подвергся
рестайлингу, обновился дизайн и появились новые опции
у LS400, и, кроме этого, было выпущено второе поколение
седана GS400/300. Все вышеперечисленные модели были
теперь к тому же оснащены двигателями с тойотовской
системой VVT-i. Обновленный GS400/300 тут же удостоился
благосклонных отзывов прессы: в октябре Consumers Digest
называет его «лучшей покупкой» в категории люксовых
автомобилей, Popular Science присваивает звание «лучшей
новинки», а Motor Trend – звание лучшего импортного
автомобиля года. В ноябре GS400 становится лидером в
ценовой категории от 40 до 50 тысяч долларов по версии
AAA. Завершился 1997 год очередным для компании рекордом
по количеству продаж (97593 автомобиля за 1997 год –
на 20% больше, чем было продано в предыдущем, 1996 году)
и еще одной новинкой в модельном ряду: на международном
автосалоне в Лос-Анджелесе, состоявшемся в декабре,
Lexus представил публике LX470 – пришедший на смену
LX450 люксовый внедорожник, аналог Toyota Land Cruiser
в кузовах 100-й серии.
В марте 1998 года LX470 начинает продаваться через сеть
147 американских дилеров Lexus; вместе с ним стартуют
продажи анонсированного ранее RX300, что уже позволяет
компании заявлять о собственной линии люкс-внедорожников.
Тогда же, в марте, Lexus объявил о своем спонсировании
предстоящего большого тура по США такого известного
музыканта, как Эрик Клэптон. Продажи неуклонно росли
(чему немало поспособствовало, например, появление RX300)
– только за апрель 1998 года было продано 12364 автомобиля
Lexus. А уже в мае, к примеру, их было продано 14620,
в июле – 14673, в августе – 16949. Lexus обогнал по
продажам в США такие известные марки, как Mercedes-Benz,
BMW, Cadillac и Lincoln, став на описываемый период
времени лидирующим брэндом на американском рынке люксовых
автомобилей. Эти рыночные достижения активно перемежались
с наградами от рыночных экспертов: например, полученное
седьмой раз подряд звание лидера в рейтинге J.D. Power
and Associates по степени удовлетворенности покупателей.
В октябре журнал Motor Trend, присваивая звание автомобиля
года в разных категориях, назвал RX300 лучшим спортивным
внедорожником года; примечательно то, что данную категорию
(Sport/Utility of the Year) журнал учредил впервые,
что напрямую связывают с огромной популярностью RX300.
Январь 1999 года – еще одна новинка от Lexus: компактный
спорт-седан IS200, показанный в Детройте (японский аналог
– Toyota Altezza). В марте того же года пятый год подряд
Lexus лидирует в рейтинге J.D. Power and Associates,
отображающем наименьшее количество проблем после 5 лет
эксплуатации автомобиля. Тогда же, весной 1999 года,
IS200 начала продаваться в Европе. А в сентябре Lexus
отметил памятную дату – 10 лет со дня продажи первого
автомобиля своей марки в США. Двумя месяцами позже,
в ноябре, компания отметила еще один юбилей – в Штатах
был продан миллионный автомобиль Lexus. В декабре, подведя
итоги года, компания убедилась в том, что можно отпраздновать
еще и то, что продажи в США растут уже четвертый год
подряд; к тому же за 1999 год больше чем в два раза
выросли европейские продажи. Львиную долю из проданных
за год в Европе автомобилей Lexus составила новая модель
IS200.
|