История открытого акционерного общества "ГАЗ"
(ранее "Горьковский автомобильный завод")
берет свое начало в 1929 г.
4 марта 1929 г. принято решение ВСНХ СССР и подписан
приказ о строительстве автомобильного завода.
6 апреля 1929 г. утверждено решение о выборе района
строительства будущего автозавода - около города Нижнего
Новгорода.
31 мая 1929 г. ВСНХ СССР и американская фирма "Ford
Motor Company" заключили соглашение о технической
помощи при организации и налаживании массового производства
легковых автомобилей типа "Ford-А" и грузовых
автомобилей типа "Ford-АА". Технологическое
и строительное проектирование велось в Америке в основном
силами отечественных инженеров при тесном сотрудничестве
с фирмой "Ford Motor Company". Архитектурно-строительный
проект разрабатывался фирмой "Austin & K".
2 мая 1930 г. под Нижним Новгородом был заложен первый
камень в фундамент будущего автомобильного завода. Благодаря
удачному проекту, умелому руководству, личной ответственности
каждого участника завод был построен за 18 месяцев.
1 января 1932 г. автозавод вступил в строй действующих.
29 января 1932 г. с конвейера сошел первый автомобиль
- грузовик НАЗ-АА.
С декабря 1932 г. на автозаводе началась сборка легкового
автомобиля среднего класса ГАЗ-А.
Первые автомобили моделей ГАЗ-А и ГАЗ-АА изготавливались
по чертежам американской фирмы "Форд". Несмотря
на это, они уже несколько отличались от американских
прототипов: для российского варианта были усилены картер
сцепления и рулевой механизм. Сочетая использование
фордовских разработок с поиском и внедрением своих решений,
конструкторы создали немало модификаций на базе "полуторки".
В 1933 г. появился автобус служебного назначения ГАЗ-03-30.
В конце 1934 г. на конвейер встал трехосный грузовик
ГАЗ-ААА. Позже появился самосвал ГАЗ-410. А в 1937 г.
на филиале Горьковского автомобильного завода начался
выпуск санитарного автобуса ГАЗ-55. Также в те годы
был создан и газогенераторный грузовик ГАЗ-42. На базе
автомобиля ГАЗ-А был создан пикап ГАЗ-4 с цельнометаллической
кабиной и металлической платформой на 500 кг груза.
Пикапы ГАЗ-4 стали сходить с конвейера в 1933 г.
Важной датой в биографии завода стал день 17 апреля
1935 года, когда с конвейера сошел стотысячный автомобиль.
Это был легковой ГАЗ-А.
Так, в 30-е годы, впервые в СССР при технической помощи
американских специалистов из "Ford Motor Company"
было освоено конвейерное поточное производство автомобилей.
Новой вехой в истории завода стало создание и освоение
легкового автомобиля М-1.
Массовое движение за овладение техникой и повышение
производительности труда дали возможность в кратчайший
срок провести подготовку производства новых автомобилей.
По соглашению, подписанному с фирмой "Форд",
этому автомобилю, как и ГАЗ-А, был также определен свой
фордовский прототип. Однако конструкторский коллектив
ГАЗа, возглавленный в 1933 г. талантливым специалистом
и организатором А.А. Липгартом, учитывая не только полученный
опыт производства и эксплуатации первой модели, но и
свою собственную точку зрения на отечественный автомобиль,
решительно отказался от копирования американского образца.
Так, вместо установки двигателя V-8 с американского
аналога был форсирован с 40 до 50 л.с. и существенно
модернизирован уже выпускаемый четырехцилиндровый. Но
главные изменения коснулись шасси: были созданы рама
повышенной прочности и новая конструкция подвески (на
четырех рессорах вместо двух поперечных у аналога);
спицевые колеса уступили место дисковым штампованным
с шинами увеличенной размерности. Причины понятны: фордовское
шасси оказалось фактически непригодным к работе в условиях
российских дорог.
В итоге ГАЗ-М1, как и все последующие модели легковых
автомобилей ГАЗ, получился выносливым, прочным, неприхотливым.
Внешний вид автомобиля тоже был изменен: за счет укрупнения
передней части и удлиннения рамы и колесной базы лучше
стали пропорции, более интересным стал облик всего переднего
узла - крыльев капота и облицовки радиатора.
Таким образом, конструкторский коллектив завода созданием
автомобиля ГАЗ-М1 не только выдержал крупный экзамен,
но и заложил основы конструкторской школы ГАЗа. В 1937
г. автомобиль М-1 достойно представил СССР на Всемирной
промышленной выставке в Париже.
У модели ГАЗ-М1 своеобразная биография. Год за годом,
модернизируясь в деталях, она верой и правдой служила
людям с конца 30-х до 50-х годов, включая войну. На
базе М-1 был разработан и серийно выпускался пикап ГАЗ-415
грузоподъемностью 400 кг. Выпускались "Эмки"
и с 6-ти цилиндровым двигателем, получившим индекс ГАЗ-11.
Этот двигатель рабочим объемом 3485 куб.см. и мощностью
76 л.с. не только позволил улучшить динамику, но и открыл
перспективы для его применения на будущих конструкциях
грузовых автомобилей, а в годы войны - на легких танках
и самоходных установках.
Легковой автомобиль с новым двигателем получил индекс
ГАЗ-11-73. Его первые образцы были готовы в 1938 году.
Кроме силовой установки, на автомобилях был введен еще
целый ряд усовершенствований: удлиненные передние рессоры,
более эффективные тормоза, новый щиток приборов и др.
На базе ГАЗ-11-73 был создан автомобиль ГАЗ-11-40 с
кузовом фаэтон, начать серийное производство которого
помешала война. А вот полноприводная модификация ГАЗ-61,
созданная В.А. Грачевым, выпускалась серийно. Автомобиль
мог преодолевать подъемы крутизной 38`, без труда поднимался
по крутой пешеходной лестнице, преодолевал брод глубиной
720 мм. Специалисты утверждали, что при установке специальных
шин с развитыми грунтозацепами ГАЗ-61 по проходимости
превосходил полугусеничные машины.
К концу 30-х годов ГАЗ стал ведущим автозаводом страны
и дал СССР 450 тысяч автомобилей. Он освоил выпуск 17-ти
моделей и модификаций автомобилей и производил 68,3%
всех выпускаемых в СССР автомобилей. Большая заслуга
в этом принадлежит первому директору завода С.С. Дьяконову
(1898-1938)
По
материалам ОАО
"ГАЗ"
|