Война еще не закончилась, когда на Горьковском автозаводе
начинали создавать новые модели грузовых и легковых
автомобилей, в первые послевоенные годы изменившие практически
весь модельный ряд завода. Такая скорость обновления
стоила поистине гигантских усилий по переоборудованию
производства. Стоит сказать, что всего за год было смонтировано
заново и перемонтировано 4036 единиц оборудования.
Первым в ряду новинок стоял грузовик ГАЗ-51. Их массовый
выпуск начался в январе 1946 г.
Этот автомобиль вошел в историю как безупречно надежный,
рациональный, экономичный. Он продержался на конвейере
29 лет и, несмотря на свой почтенный возраст, до сих
пор встречается на дорогах.
ГАЗ-51 для того времени представлял собой весьма передовую
и совершенную конструкцию. Его создатели при небольшом
увеличении массы по сравнению с предшественником сумели
повысить грузоподъемность более чем в полтора раза и
межремонтный пробег в два раза. Усиленная рама и узлы
ходовой части обладали немалым запасом прочности и могли
эксплуатироваться с большими перегрузками. Шестицилиндровый
двигатель мощностью 70 л.с. позволял развивать скорость
70 км/час. За три десятка лет автомобиль неоднократно
модернизировали. Первоначально на машинах, в связи с
острым дефицитом стального листа в послевоенные годы,
стояла кабина смешанной деревянно-металлической конструкции
с деревянными подножками. Позже кабины стали цельнометаллическими.
В последующие годы автомобиль претерпел еще целый ряд
изменений, которые нашли отражение в индексе модели
- ГАЗ-51А. Конструкция автомобиля оказалась настолько
удачной, что его производство было развернуто в Польше,
Китае, КНДР. ГАЗ-51 послужил базой для многочисленных
моделей и модификаций: автомобилей повышенной проходимости
ГАЗ-63, автобусов ГАЗ-651 (позже ПАЗ-651 и ПАЗ-653),
самосвала ГАЗ-93, седельного тягача ГАЗ-51П и ряда других
машин.
Вторым был освоен автомобиль ГАЗ М-20, знаменитая
"Победа". Первая партия была собрана в июне
1946 г.
Этому автомобилю суждено было стать не просто этапным,
а вписать яркую страницу в историю не только отечественного,
но и мирового автомобиле-строения.
ГАЗ М-20 стал знаменит прежде всего благодаря оригинальной
форме кузова, который создавал очень малое аэродинамическое
сопротивление, всего 0,34. Дизайн машины открывал новую
тенденцию в тогдашней автомобильной моде, подхваченной
в последующие 2-3 года многими мировыми автопроизводителями.
"Победа" стала первым советским автомобилем
с несущим кузовом и первым в мире серийным автомобилем
с кузовом "бескрылой" формы. Машину также
отличали независимая подвеска передних колес, гидравлический
привод тормозов, навеска дверей на передних петлях,
V-образное лобовое стекло. В комфортабельном салоне
с отопителем свободно размещались 5 человек. Стоит отметить,
что для обеспечения дополнительного комфорта все "Победы"
комплектовали радиоприемниками.
Наряду с базовой моделью с кузовом седан с 1949 года
выпускалась модификация с кузовом кабриолет. В соответствии
с развитием в стране таксомоторного сообщения, было
изготовлено более 37 тысяч автомобилей модификации "такси".
Всего же за двенадцать с половиной лет с конвейера сошло
более 235 тысяч автомобилей ГАЗ М-20. На его базе выпускалась
и полноприводная модель ГАЗ-72.
"Победа" получила хорошие отзывы за рубежом.
Её экспортировали не только в страны Восточного блока,
но и в некоторые западноевропейские страны. По советской
лицензии ГАЗ М-20 под маркой "Варшава" в течение
23 лет производили в Польше на заводе ФСО.
В 1948 году коллектив конструкторов во главе с А.А.
Липгартом и Н.А. Юшмановым по прави-тельственному заданию
начал проектирование нового легкового автомобиля большого
класса, получившего индекс ГАЗ-12 "ЗИМ". Первая
промышленная партия была выпущена уже в 1950 году.
Автомобиль обладал рядом прогрессивных для того времени
технических решений и отличался высоким уровнем комфорта:
обогрев задних сидений, трехдиапазонный радиоприемник,
переключатель указателей поворота с автоматическим сбросом.
Автомобиль с форсированным двигателем ГАЗ-51 был самым
мощным (95л.с.) и самым скоростным (до 125 км/час) в
модельном ряду. Помимо ГАЗ-12 с закрытым шестиместным
кузовом типа седан разработана модификация с кузовом
кабриолет, а также машина "скорой помощи"
ГАЗ-12Б, которая выпускалась серийно.
Внедорожник ГАЗ-69 в 1953 году сменил своего предшественника
ГАЗ-67. Максимально унифицированная с выпускавшимися
тогда "газовскими" автомобилями, простая,
прочная и очень выносливая машина успешно эксплуатировалась
как в нашей стране, так и за рубежом.
"Волга" ГАЗ-21, вставшая на конвейер в конце
1956 года, является особым, классическим для нас автомобилем.
Для множества людей "двадцать первая" стала
символом целой эпохи. Передовая для своего времени,
она и сейчас имеет немало поклонников. В последние годы
наблюдается даже определенное повышение интереса к этой
модели. Модные "хот-роды" на базе "двадцать
первой", да и конвейерные машины попадаются на
глаза на улицах, лишний раз подтверждая, что "Волга"
относится к числу самых прочных и долговечных автомобилей.
К слову, она прекрасно вела себя в роли "такси".
Чрезвычайно удачным оказался и необычный для своего
времени дизайн ГАЗ-21. Конструкторы Н.И. Борисов, В.С.
Соловьев, А.М. Невзоров, Г.В. Эварт, П.К. Лапшин, М.С.
Мокеев и другие нашли удачный компромисс между европейской
и американской школой конструирования.
Новый силовой агрегат с клиновидной камерой сгорания
развивал мощность до 70 л.с. Максимальная скорость автомобиля
составляла 130 км/час. У новой машины по сравнению с
"Победой" была значительно улучшена динамика.
Время разгона до 100 км/час сократилось на 11 секунд
и составляло 34 секунды, что по тем временам было неплохо.
ГАЗ-21 несколько раз модернизировали как внешне, так
и конструктивно, по ходу дела добавляя в производственную
программу новые модификации. С 1962 года начали выпускать
ГАЗ-22 с кузовом универсал, а также автомобиль "скорой
помощи". Выпускались "Волги" и в люксовом
варианте для экспорта.
В 1959 году настало время и для нового флагмана предприятия.
Им стала семиместная "Чайка" ГАЗ-13.
Дизайн машины навеян образцами американских производителей,
тогдашних законодателей автомо-бильной моды.
. А в отношении конструкции "Чайка" представляла
несомненный интерес благодаря целому ряду технических
новшеств. Она оснащалась V-образным восьмицилиндровым
двигателем мощностью 195 л.с., четырехкамерным карбюратором,
гидроусилителем руля, гидромеханической коробкой передач.
Управление переключением передач было кнопочным, а антенна
радиоприемника выдвигалась автоматически. Оборудование
кузова включало: электрические стеклоподъемники, омыватель
ветрового стекла, всеволновый радиоприемник с автоматической
настройкой, противотуманные фары и др. Наряду с базовой
моделью, имевшей кузов седан, небольшими партиями выпускались
лимузины ГАЗ-13А и кабриолеты ГАЗ-13Б.
Отмечая достижения конструкторов и дизайнеров, автомобилям
"Волга" ГАЗ-21, "Чайка" ГАЗ-13 и
ГАЗ-52 на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.) была
присуждена высшая награда - Гран-При.
В марте 1958 г. директором завода был назначен И.И.
Киселев (р.1917г.), возглавлявший ГАЗ в течение 25 лет.
Под его руководством были созданы мощные специализированные
заводы, что позволило преобразовать Горьковский автомобильный
завод в крупнейшее производственное объединение.
60-е годы - период обновления гаммы грузовых автомобилей.
Модели ГАЗ-52, ГАЗ-53А, ГАЗ-66 и их модификации образовали
семейство третьего поколения грузовых автомобилей ГАЗ.
Для них были заново разработаны все силовые агрегаты,
включая мощные двигатели V-8. Грузоподъемность автомобиля
ГАЗ-53А увеличилась до 4 т. При этом значительно повысилась
его долговечность.
Об автомобиле ГАЗ-66 стоит сказать особо.
Созданный под руководством А.Д. Просвирнина, он прожил
на конвейере более четверти века, но, несмотря на это,
машина очень долго соответствовала предъявленным к ней
строгим требованиям.
ГАЗ-66 с лёгкостью мог перевозить две тонны груза и
буксировать прицеп общей массой две тонны. Изменяя давление
в шинах и включая одну из восьми передач, водитель легко
справлялся с бездорожьем. На сухом твердом грунте ГАЗ-66
преодолевал подъемы крутизной до З7 градусов, а на песчанном
сыпучем - 22 градуса. Машина имела ряд новшеств, таких
как: гипоидная главная передача, цельнометаллическая
грузовая платформа, откидывающаяся вперед кабина, гидроусилитель
руля, омыватель лобового стекла и др. Благодаря своим
выдающимся эксплуатационным качествам, ГАЗ-66 быстро
завоевал признание у водителей. На государственном уровне
такое признание было отмечено Знаком качества.
В эти же годы велась разработка автомобиля "Волга"
ГАЗ-24, который был запущен в массовое производство
в 1970 году.
Новую "Волгу" характеризовали улучшенные
динамические качества, более просторный и комфортабельный
салон, вместительный багажник, безопасность конструкции
и удобство управления.
"Двадцать четвертая" отличалась строгостью
форм, простотой, величием и всегда была воплощением
качества, достоинства и престижа. Высокая прочность
кузова и ходовой части ГАЗ-24 сделала этот автомобиль
незаменимым для работы в качестве "такси".
С 98-сильным двигателем ГАЗ-24 развивал скорость до
140 км/час, разгонялся с места до 100 км/час за 23 секунды
(против 34 секунд у ГАЗ-21).
"Путевку в жизнь" первым автомобилям ГАЗ-24
дали А.Д. Просвирнин, Н.А. Юшманов, Н.Г. Мозохин, В.И.
Борисов, Г.В. Эварт и многие другие. Высоким признанием
этих автомобилей стали международные награды: золотые
медали на Международных выставках в Пловдиве (1969 г.)
и Лейпциге (1970 г.). В течение 2-3 лет после постановки
на производство ГАЗ-24, помимо таксомоторов ГАЗ-24-01
были освоены грузопассажирский вариант и машина "скорой
помощи".
Конец 1970-х годов был отмечен выпуском третьего поколения
легковых автомобилей большого класса. "Чайка"
ГАЗ-14 создавалась под руководством А.Д. Просвирнина
при участии Н.А. Юшманова, В.Н. Носакова, С.В. Волкова,
Ю.И. Докукина и многих других конструкторов. Красивый
семиместный представительский автомобиль славился высоким
техническим уровнем и комфортабельностью американских
шоссейных "дредноутов". На ГАЗ-14 ставился
V-образный 8-ми цилиндровый 220-сильный двигатель, позволявший
развивать скорость до 175 км/час. Среди лимузинов (в
салоне некоторых ГАЗ-14 ставилась перегородка) горьковский
автомобиль был наиболее легким и компактным. Располагая
еще целым рядом новшеств, "Чайка" ГАЗ-14 явилась
настоящим полигоном для внедрения новых конструкций,
материалов и технологий для последующих моделей ГАЗ
массового производства.
По
материалам ОАО
"ГАЗ"
|