Рубенс Баррикелло
Рубенс II и Рубенс III
Баррикелло на Jordan 193 Hart.
ГП Монако'93
Баррикелло на Jordan 193 Hart. ГП Сан Марино'94
|
Журналистам и болельщикам нравится называть Гран При
Бразилии провидческим - слишком часто в последние годы
победитель именно этой гонки становился чемпионом мира.
Если верить в подобные вещи, Рубенсу Баррикелло не быть
чемпионом никогда. Лишь однажды, в далеком 1994 году
он добрался до финиша в Интерлагосе, во всех остальных
гонках его ожидали сходы.
Ещё в 2002 году комментатор одной из британских телекомпаний
Дэймона Хилла выразил мнение, что самым лучшим напарником
Михаэля Шумахера был Эдди Эрвайн, а худшим он назвал
Рубенса Баррикелло. "Главной причиной, которая
привела меня к этому выводу, - пояснял Хилл, - послужил
тот факт, что Эдди принимал роль, которая отводилось
ему в Ferrari, и четко играл партию второй скрипки при
Шумахере, не скуля и не совершая попыток к тому, чтобы
получить равный с Михаэлем статус. Баррикелло же из
года в год, от гонки к гонке пытается стать равноправным
членом Скудерии и на равных с немцем оспаривать чемпионский
титул, вместо того, чтобы понять, что его задача - помочь
Шумахеру и Ferrari одержать двойную победу в сезоне".
Да, тридцатилетний бразилец, в прошлом лидер Jordan
и Stewart, мучительно пытается сохранить лицо, оказавшись
в лучшей команде Формулы 1. Уже летом 1999 года, едва
на договоре между Ferrari и Баррикелло высохли чернила,
бразилец поспешил заявить, что не собирается повторять
путь своего предшественника и ждать, когда очередная
"банановая шкурка" попадет под ноги Михаэля,
чтобы побороться за титул, а постараться добиться высшей
награды самостоятельно. "Когда я сидел за рулем
карта и выступал в бразильских чемпионатах, то знал,
что я лучший, и мне казалось, что я должен отправиться
в Европу и сразу пробовать себя в качестве гонщика Формулы
1, - говорил Баррикелло. - Сегодня я не просто пилот
Ее Величества королевы автоспорта, а уже маститый гонщик,
напарник великого М. Шумахера, получивший, наконец,
настоящий шанс доказать себе, настолько ли я хорош,
как я думаю".
Многие пожимали тогда плечами, воспринимая эти речи
как пустую браваду сияющего от счастья Баррикелло -
ведь переход в Ferrari был его давней мечтой. Да, Рубенс
- быстрый гонщик, да, способен взять на себя роль лидера
команды. Но неужели он не понимает, что в команде, построенной
вокруг М.Шумахера, его личные амбиции никому не интересны?
Вот и Эрвайн, стараясь быть как можно ближе к Шумахеру,
в глубине души надеялся лишь на то, что когда-нибудь
Михаэль допустит ошибку, и это позволит ему выйти из
тени немца и в полный голос заявить о себе.
Впрочем, вскоре после первых громких заявлений Рубенс
немного остыл и в разговоре с прессой был уже не столь
четок в определении своих целей. В Ferrari приняли меры
к тому, чтобы исключить нежелательные недоразумения
- слишком высока была ставка, ведь речь шла о титулах,
добиться которых команда не могла на протяжении двадцати
лет. Пока пресса гадала, что означает пассаж в заявлении
пресс-службы команды, в котором говорилось, что "последнее
слово за бразильцем", с первых же гонок Баррикелло
были предложены заведомо невыгодные гоночные тактики
(два пит-стопа вместо одного на Гран При Бразилии).
Рубенсу откровенно отводилась роль "зайца",
который должен был измотать соперников, позволяя Михаэлю
спокойно вести свой Ferrari к победам.
"Всего за несколько гонок мне пришлось испытать
весь спектр человеческих эмоций, присущих гонщику: от
непомерного разочарования, постигшего меня в Бразилии,
до безумной радости, когда Росс Браун, говоря обо мне
с журналистами, сказал: "Он более точный и ровный
пилот, чем Шумахер", - вспоминает бразилец свой
первый сезон в Ferrari. - Тот год дал мне опыт, который
любой другой пилот может не приобрести и за всю свою
карьеру. Я понял, что ошибся, надеясь сразу получить
желанный результат. Как, впрочем, было ошибкой бросать
вызов Шумахеру и попытаться побить его в начале сезона.
Это так меня возбудило, что мне с трудом удавалось концентрироваться
на борьбе с соперниками, а не со своим напарником".
Возможно, на этом бы и закончилось противостояние бразильца
и Ferrari, если бы не одно "но". Баррикелло
долго жил в очень комфортных условиях, в хорошо сбалансированной
среде, где были четкие границы между правдой и ложью.
Он жил в мире, испокон века соблюдаются все семейные
традиции, где чтят и слушаются старших. Все это никоим
образом не тяготило,и сейчас не тяготит бразильца. Даже
перебравшись в Европу, бенс пытался продолжать жить
прежней жизнью. Однако ев пейская молодежь его возраста
уже, как правило, живет самое ятельно, избавившись от
родительской опеки. Рубенс же, живя Англии, оставался
в полной зависимости от своего отца, кото; был не только
одним из спонсоров и менеджеров своего сы гонщика, но
и являлся его казначеем в обыденной жизни.
Да, так повелось с первых дней карьеры Рубенса III (и
отца, и деда Баррикелло так же зовут Рубенсами!). Скрыть
участие сь в городском первенстве, которое транслировалось
по местнс телевидению, не представлялось возможным.
Родителей пригласили на трассу, и на их глазах восьмилетний
сынишка занял третье место. Отец был рад и даже нашел
спонсора, став, таким образом, первым менеджером своего
отпрыска. Естественно, психологическое давление со стороны
отца было неизбежно. Погоня за пятерками переросла в
погоню за победами. Нельзя сказать, чтобы это было плохо.
В конце концов, разве не в стремленш победам заключается
смысл самого спорта! Рубенс в то время eщё не был уверен
в том, что хочет стать профессиональным гонщиком, но
видя страсть отца и то, как начинает процветать их семейная
фирма, сын не хотел, а может быть даже боялся разочаровать
Рубенса II, заводя разговоры о своей неуверенности.
"Вид как все стараются мне помочь, какую радость
им доставляют мои победы, я не мог их подвести, - вспоминает
Баррикелло. - И в же, несмотря на то, что благодаря
отцу я мог не заботиться о своем финансовом положении,
мне безумно хотелось выйти из-т его всеобъемлющего контроля".
Но добиться этого бразильцу не удавалось еще на протяжении
нескольких лет. Рубенс Баррикелло-средний вместе со
своими адвокатами и менеджером по-прежнему принимал
активное участие в судьбе сына. Ни один контракт не
был заключен без их участия. Вот как описывает свои
первые впечатления о встрече с Рубенсом его бывший босс
Эдди Джордан: "Я привык к тому, что в Формулу 1
приходят люди, крепко стоящие на ногах и самостоятельно
принимающие решения. Каково же было мое удивление, когда,
позвонив Рубенсу и предложив в будущем сезоне место
призового пилота в Jordan, вместо радостной благодарности
или немой паузы я услышал: "Господин Джордан, мне,
конечно, лестно ваше предложение и я рад попасть в Формулу
1, но я должен проконсультироваться с папой". Не
с менеджером, а с папой?! На следующий день мне позвонил
адвокат Баррикелло и попросил представить как можно
более полные сведения о команде. Спустя еще пару дней
мне сообщили, что со мной желают встретиться на предмет
подписания контракта. В назначенный день и время на
пороге кабинета стоял Рубенс Баррикелло-средний, за
ним два адвоката и менеджер, а уже за их спинами я смог
рассмотреть своего будущего пилота. На протяжении двух
часов Рубенс-младший все больше молчал, изредка вставляя
пару слов".
Профессиональным гонщиком, кстати, он мог так и не стать.
Отец настаивал на получении образования, а денег все
же не хватало, чтобы подняться из картинга в формулы.
Но уже появилась мечта, подкрепленная неплохими результатами
в гонках и, как иногда случается, делу помог случай.
Рубенсу удалось по дешевке купить шасси Формулы Ford.
Машина прошла через несколько аварий, в которых не раз
была разбита, а потому рассчитывать на успешные выступления
на ней не приходилось. В конце концов, местное представительство
Ford решило выкупить машину у семейства Баррикелло,
чтобы превратить ее в шоу-кар. За ней послали грузовик,
водитель которого плохо закрепил машину в кузове. При
движении открылся борт, и она вывалилась на дорогу.
В качестве возмещения ущерба Рубенс получил от Ford
совершенно новое гоночное шасси.
|