Жак Лаффит празднует первую истинно
французкую победу. Подиум ГП Швеции 1977 года.
Болид победителя - Ligier JS7
|
27 лет назад, 19 июня 1977 года впервые
в Формуле 1 была одержана истинно французская победа
- гонщик-француз победил на французском шасси с французским
двигателем
История
чемпионатов мира Формулы 1 отсчитала уже более четверти
века, а достижения Франции - родоначальницы проведения
гонок Гран При - никак нельзя было назвать выдающимися.
К 1977 году всего лишь троим французам удалось записать
на свой счет победы на этапах, а с французскими командами
дела обстояли еще хуже. Только шасси Matra значилось
в списках победителей, но оснащалось оно совсем уж не
французскими двигателями Ford, принадлежало британской
команде Кена Тиррела, а за рулем сидел шотландец Джеки
Стюарт. Так что событие, случившееся 19 июня 1977 в
шведском Андерсторпе, стало знаменательным не только
для команды Ligier, компании Matra, поставлявшей ей
двигатели, и 30-летнего пилота Жака Лаффита (все они
отпраздновали победы впервые), но и для всего французского
автоспорта.
Начало Гран При Швеции не предвещало особых сенсаций,
однако гонка приняла такой оборот, что впоследствии
ее признали едва ли не самой драматичной в сезоне. После
тренировочных заездов стало ясно, что Ferrari совершенно
не в форме. Лучше всех выглядела команда Lotus, представившая
в этом сезоне машину, в конструкции которой был реализован
"граунд-эффект", хотя достаточно сильны были
также Brabham, McLaren, Wolf и Tyrrell. Поул-позиция
Марио Андретти казалась вполне закономерной, так же
как и восьмое стартовое место нашего героя - Жака Лаффита.
Всего за год до этого команда Ги Лижье успешно дебютировала
в Формуле 1: несмотря на то, что в ее составе выступал
только один гонщик, бело-синим уже удалось записать
на свой счет поул в одной из гонок, а в другой добыть
место на подиуме. В 1977 году дела шли не так хорошо,
но команда вполне подтверждала свой статус "крепкого
середнячка".
Старт гонки сложился для Лаффита не совсем удачно -
на первом круге он подтолкнул сзади Lotus Гуннара Нильссона,
из-за чего тот подскочил и, приземлившись, повредил
носовую часть. Француз откатился на одиннадцатое место,
однако его машина не пострадала и уже через десять кругов
он обогнал сдававшего одну позицию за другой Ханса-Йоахима
Штука и, благодаря сходу Ронни Петерсона и уходу в боксы
подбитого им Нильссона, оказался в конце плотной группы
из семи соперников, ведущих борьбу за второе место за
спиной уверенно лидировавшего Анд-
ретти. Расправившись с Карлосом Рейтеманом, Жак отыграл
еще одну позицию, а затем эта группа сократилась до
пяти машин, так как попытка обгона со стороны Джоди
Шектера закончилась для Джона Уотсона потерей нескольких
мест, а для самого южноаф-риканца - сходом.
Лаффит продолжал свой великолепный прорыв. Одного за
другим он обошел гонщиков McLaren и Патрика Дэпайе,
выступавшего на шестиколесном Tyrrell P34. Ligier JS7
был великолепно настроен для специфичных условий шведской
трассы и позволял держать темп Андретти, однако оспорить
его лидерство Лаффиту явно было не по силам. Казалось,
гонка так и закончится, но случилось невероятное: за
три круга до финиша черно-золотой Lotus внезапно свернул
в боксы на дозаправку. Неисправная система подачи топлива
вызвала повышенный расход бензина, лишив американца
почти завоеванной победы. В боксах Ligier после победного
финиша царило неописуемое ликование. "Я все еще
не могу поверить в это", - повторял сияющий от
счастья Жак.
Повторить свой успех в том году Лаффиту больше не удалось.
Забавно, но шведский этап рассматривался как тренировка
накануне весьма важного для Ligier домашнего Гран При
Франции, но блеснуть и там Жаку не удалось, хотя машина
вела себя безупречно. Утром накануне гонки, направляясь
на трассу, он упал со своего мотоцикла и сильно ушиб
руку. В Голландии Лаффит занял второе место, но по ходу
сезона Ligier вела себя крайне непостоянно: если удавалось
найти удачные настройки - позволяла бороться с топ-командами,
в противном случае - тонула в глубинах пелетона.
Машина явно требовала большей инженерной поддержки.
Ее конструкция основывалась на прошлогодней JS5, но
имела ряд заметных внешних отличий. Идея переднего антикрыла
была позаимствована у Ferrari, а в длинных боковых понтонах,
имевших округлую форму, непосредственно за передними
колесами были расположены масляные радиаторы, позволявшие
сместить вперед центр тяжести. Монокок самой обычной
конструкции практически не претерпел изменений, а новая
модификация двигателя Matra имела более компактные размеры,
следствием чего стало изменение конструкции задней подвески.
Начав сезон всего лишь с одним Ligier JS7, команда к
третьему этапу построила второе шасси, предоставив своему
пилоту выбор между машинами с разной базой и разными
коробками передач (5-ти или 6-ти скоростными). Несмотря
на то, что летом появилось третье шасси, второй пилот
стартовал за команду лишь один раз - в Японии (это был
Жан-Пьер Жарье). С теми же машинами Ligier начала и
следующий сезон, но потенциал мотора Matra был уже практически
исчерпан, и надеяться на успех не приходилось. Пришлось
ждать еще один год, прежде чем появилась машина, вновь
заставившая говорить о команде весь гоночный мир, но
это уже другая история.
|
Ligier JS7
Дебют: 9 января 1977 года, ГП Аргентины
Побед в Гран При: 1
Конструкторы: Жерар Дюкаруж, Мишель Бижо,
Поль Карилло
Двигатель: Matra MS76, 12-цилиндровый,
V-образный, рабочий объём 2993 куб.см, мощность
520 л.с.
Коробка передач: Hewland Tl200, механическая,
6-скоростная
Покрышки: Goodyear
Масса машины: 580 кг
|
По материалам: А.Колбасин,
Grand Prix
|