NGepard

Последний ГП
Команды
Пилоты
Календарь
История Ф-1
Скачай Ф-1!


:: Команды :: Личности :: Трассы :: Болиды

Вернуться к выбору темы
 
 
Ligier JS7
 


Жак Лаффит празднует первую истинно французкую победу. Подиум ГП Швеции 1977 года.


Болид победителя - Ligier JS7

27 лет назад, 19 июня 1977 года впервые в Формуле 1 была одержана истинно французская победа - гонщик-француз победил на французском шасси с французским двигателем

История чемпионатов мира Формулы 1 отсчитала уже более четверти века, а достижения Франции - родоначальницы проведения гонок Гран При - никак нельзя было назвать выдающимися. К 1977 году всего лишь троим французам удалось записать на свой счет победы на этапах, а с французскими командами дела обстояли еще хуже. Только шасси Matra значилось в списках победителей, но оснащалось оно совсем уж не французскими двигателями Ford, принадлежало британской команде Кена Тиррела, а за рулем сидел шотландец Джеки Стюарт. Так что событие, случившееся 19 июня 1977 в шведском Андерсторпе, стало знаменательным не только для команды Ligier, компании Matra, поставлявшей ей двигатели, и 30-летнего пилота Жака Лаффита (все они отпраздновали победы впервые), но и для всего французского автоспорта.
Начало Гран При Швеции не предвещало особых сенсаций, однако гонка приняла такой оборот, что впоследствии ее признали едва ли не самой драматичной в сезоне. После тренировочных заездов стало ясно, что Ferrari совершенно не в форме. Лучше всех выглядела команда Lotus, представившая в этом сезоне машину, в конструкции которой был реализован "граунд-эффект", хотя достаточно сильны были также Brabham, McLaren, Wolf и Tyrrell. Поул-позиция Марио Андретти казалась вполне закономерной, так же как и восьмое стартовое место нашего героя - Жака Лаффита. Всего за год до этого команда Ги Лижье успешно дебютировала в Формуле 1: несмотря на то, что в ее составе выступал только один гонщик, бело-синим уже удалось записать на свой счет поул в одной из гонок, а в другой добыть место на подиуме. В 1977 году дела шли не так хорошо, но команда вполне подтверждала свой статус "крепкого середнячка".
Старт гонки сложился для Лаффита не совсем удачно - на первом круге он подтолкнул сзади Lotus Гуннара Нильссона, из-за чего тот подскочил и, приземлившись, повредил носовую часть. Француз откатился на одиннадцатое место, однако его машина не пострадала и уже через десять кругов он обогнал сдававшего одну позицию за другой Ханса-Йоахима Штука и, благодаря сходу Ронни Петерсона и уходу в боксы подбитого им Нильссона, оказался в конце плотной группы из семи соперников, ведущих борьбу за второе место за спиной уверенно лидировавшего Анд-

ретти. Расправившись с Карлосом Рейтеманом, Жак отыграл еще одну позицию, а затем эта группа сократилась до пяти машин, так как попытка обгона со стороны Джоди Шектера закончилась для Джона Уотсона потерей нескольких мест, а для самого южноаф-риканца - сходом.
Лаффит продолжал свой великолепный прорыв. Одного за другим он обошел гонщиков McLaren и Патрика Дэпайе, выступавшего на шестиколесном Tyrrell P34. Ligier JS7 был великолепно настроен для специфичных условий шведской трассы и позволял держать темп Андретти, однако оспорить его лидерство Лаффиту явно было не по силам. Казалось, гонка так и закончится, но случилось невероятное: за три круга до финиша черно-золотой Lotus внезапно свернул в боксы на дозаправку. Неисправная система подачи топлива вызвала повышенный расход бензина, лишив американца почти завоеванной победы. В боксах Ligier после победного финиша царило неописуемое ликование. "Я все еще не могу поверить в это", - повторял сияющий от счастья Жак.
Повторить свой успех в том году Лаффиту больше не удалось. Забавно, но шведский этап рассматривался как тренировка накануне весьма важного для Ligier домашнего Гран При Франции, но блеснуть и там Жаку не удалось, хотя машина вела себя безупречно. Утром накануне гонки, направляясь на трассу, он упал со своего мотоцикла и сильно ушиб руку. В Голландии Лаффит занял второе место, но по ходу сезона Ligier вела себя крайне непостоянно: если удавалось найти удачные настройки - позволяла бороться с топ-командами, в противном случае - тонула в глубинах пелетона.
Машина явно требовала большей инженерной поддержки. Ее конструкция основывалась на прошлогодней JS5, но имела ряд заметных внешних отличий. Идея переднего антикрыла была позаимствована у Ferrari, а в длинных боковых понтонах, имевших округлую форму, непосредственно за передними колесами были расположены масляные радиаторы, позволявшие сместить вперед центр тяжести. Монокок самой обычной конструкции практически не претерпел изменений, а новая модификация двигателя Matra имела более компактные размеры, следствием чего стало изменение конструкции задней подвески.
Начав сезон всего лишь с одним Ligier JS7, команда к третьему этапу построила второе шасси, предоставив своему пилоту выбор между машинами с разной базой и разными коробками передач (5-ти или 6-ти скоростными). Несмотря на то, что летом появилось третье шасси, второй пилот стартовал за команду лишь один раз - в Японии (это был Жан-Пьер Жарье). С теми же машинами Ligier начала и следующий сезон, но потенциал мотора Matra был уже практически исчерпан, и надеяться на успех не приходилось. Пришлось ждать еще один год, прежде чем появилась машина, вновь заставившая говорить о команде весь гоночный мир, но это уже другая история.

Ligier JS7

Дебют: 9 января 1977 года, ГП Аргентины
Побед в Гран При: 1
Конструкторы: Жерар Дюкаруж, Мишель Бижо, Поль Карилло
Двигатель: Matra MS76, 12-цилиндровый, V-образный, рабочий объём 2993 куб.см, мощность 520 л.с.
Коробка передач: Hewland Tl200, механическая, 6-скоростная
Покрышки: Goodyear
Масса машины: 580 кг

 

По материалам: А.Колбасин, Grand Prix



Вернуться к выбору темы
 
Rambler's Top100
::Разработка и поддержка: NGWstudio
 
Hosted by uCoz