Неужели два крупнейших автопроизводителя
мира - General Motors и Ford могут стать банкротами?
|
Перспектива банкротства ведущих автомобильных производителей
США «становится теперь еще не реальностью, но уже угрозой».
Так ведущие аналитики отреагировали на решение агентства
Moody's снизить долгосрочный кредитный рейтинг компаний
Ford и General Motors до спекулятивного уровня.
После того как в начале мая этого года другое агентство
– Standard & Poors также опустило рейтинги обоих
автомобилестроителей и их финансовых подразделений ниже
инвестиционной категории, волны пошли по всему американскому
фондовому рынку: инвесторы сбрасывали бумаги указанных
эмитентов и приобретали казначейские обязательства.
С учетом значимости этих эмитентов реакция была неудивительной,
и сейчас, по всей видимости, она станет еще более выраженной.
Из всех трех «рейтингеров» только Fitch пока еще держит
Ford в инвестиционной категории (BBB), правда, уже с
негативным прогнозом. GM отправлен в категорию «мусор»
по всем трем версиям, что грозит компании огромными
проблемами. Ведь различные фонды, включая пенсионные,
ранее охотно инвестировавшие в автопром, уходят из акционерного
капитала отрасли, поскольку в их уставах записана невозможность
вкладывать средства в бумаги, не получившие инвестиционного
рейтинга.
Объем долговой нагрузки GM (290 млрд долл. на начало
года) и Ford (свыше 160 млрд) значительно превышал суверенный
долг России, включая его советскую часть. При этом перспективы
снижения долгового бремени остаются туманными. Продажи
основных моделей указанных производителей, в том числе
на американском рынке, продолжают падать. Убытки основных
— североамериканских — подразделений только за второй
квартал 2005 г. составили 2,5 млрд долл. у GM и 820
млн долл. у Ford. Как считают эксперты, основной проблемой
компаний является неудачно сделанный акцент на производстве
больших и дорогих внедорожников, поедающих огромное
количество топлива. В условиях стабильно высоких цен
на нефть и нефтепродукты такие машины становятся для
многих непозволительной роскошью. К тому же, указывают
эксперты, американское правительство, хотя и отказалось
от ратификации Киотского протокола, недавно вынуждено
было выдвинуть собственный план борьбы с глобальным
изменением климата, подразумевающий меры по «экологизации»
автомобилестроения (что сулит дополнительные трудности
производителям полноразмерных джипов).
Трудности GM усугубляются еще и тем, что одобренный
ранее план сокращения издержек, предусматривавший главным
образом сокращение числа рабочих мест на американских
предприятиях компании (со 140 до 115 тыс. к 2008 г.),
не встретил понимания профсоюзов. Таким образом, автомобильный
гигант, несколько лет назад заполучивший основные активы
Daewoo именно после нарастания финансовых трудностей
последней и отказа корейских профсоюзов одобрить план
оздоровления компании, теперь сам может наступить на
те же грабли. Часть экспертов полагает, что уже в конце
осени, если переговоры с профсоюзами не приведут к успеху,
а продажи продукции не пойдут вверх, финансовые трудности
компании могут усугубиться настолько, что она вынуждена
будет искать защиты от кредиторов на основании 11-й
статьи федерального закона о банкротстве. У Ford дела
обстоят не намного лучше.
Как отмечают эксперты, GM (бренды Chevrolet, Buick,
Opel, Saab, Hummer и т. д.) и Ford (Ford, Jaguar, Volvo
и т. д.) в целом проигрывают соревнование с азиатскими
производителями – причем не только на американском рынке,
но и на европейском. В то время как продажи этих компаний
падали, Toyota, Nissan и другие японские, а также корейские
производители в целом наращивают производственные и
финансовые показатели (причем у Nissan наблюдался в
том числе и рост продаж внедорожников). Что объясняется
и в целом большей экономичностью азиатских машин, нестандартными
маркетинговыми ходами, а отчасти и лучшим контролем
их производителей над издержками.
GM и Ford контролировали издержки, видимо, относительно
хуже. GM, например, не стал переносить производство
своих главных моделей, вроде Tahoe, в страны с более
дешевой рабочей силой, например, в Мексику (где вообще
у компании давно работает несколько предприятий) — отчасти
из-за упомянутых проблем с профсоюзами, отчасти из-за
неверия в качество «латинской» сборки. Однако это не
избавило продукцию GM от нареканий и необходимости отзыва
для исправления дефектов. В этой связи активные инвестиции
американских компаний в Китай (где прежде очень высокая
маржа автопроизводителей хоть и уменьшилась за последние
два года, но все равно остается значительной, представляется
многим экспертам верным решением — хотя собственно китайский
рынок сейчас замедлил темпы роста, местный автопром
имеет огромные экспортные перспективы). Приход GM и
Ford в Россию также представляется логичным шагом –
хотя РФ и составляет пока всего 3% мирового авторынка,
но, во-первых, этот рынок стабильно растет, а во-вторых,
в условиях обострившейся глобальной конкуренции и такие
рынки имеют значение.
По
материалам RBCdaily
|