NGepard

Последний ГП
Команды
Пилоты
Календарь
История Ф-1
Скачай Ф-1!


:: Команды :: Личности :: Трассы :: Болиды

Вернуться к выбору темы
 
 
fittipaldi
 
Часть 1/ Часть 2


Братья Фиттипальди были одними из самых колоритных фигур в паддоке.


Назвать Ричарда Давилу матёрым конструктором было трудно. Создатель первых Fittpaldi выглядел настоящим мальчишкой, особенно рядом с такими внушительными людьми, как Фиттипальди-отец.


Дебют FD01 с Вильсоном Фиттипальди за рулём на ГП Аргентины'75 закончился аварией

В этот тихий осенний вечер телефонный звонок слышно было, казалось, на другом конце Эшера. Менеджер McLaren снял трубку. "Мистер Мейер? Тедди, это Эмерсон. Я из Цюриха, из аэропорта. Слушай, хочу тебе сказать, что не буду продлевать контракт. Я уже подписал соглашение с моим братом Вильсоном и буду ездить за нашу команду..." Не кладя трубку, Мейер набрал номер: "Джеймс? Это Тедди..." Так 22 ноября 1975 года в Формуле-1 кончилась эра Эмерсона Фиттипальди. Двукратный чемпион мира добровольно отказался от третьей короны. И менеджер McLaren знал, на чью голову ее водрузить. "Не хочешь - как хочешь! Тебе же, дураку, хуже, - ворчал он по обыкновению. - Следующим чемпионом будет Хант".

Да здравствует Бразилия!

Многие пилоты Формулы-1 - прославленные чемпионы, как Брэбэм, Сертиз или Прост, так и не раскрывшиеся до конца таланты, как Амон и Мак-Ларен, или гораздо менее известные Оливер, Лижье, Герни - решают основать собственную гоночную "конюшню". Эмерсон и его старший брат Вильсон мечтали об этом давно. Но хотели, чтобы их команда была непременно бразильской. Они гордились своей страной, любили ее и считали, что обязаны сделать все, чтобы весь мир признал ее настоящей гоночной державой. Почему нет? Трассы здесь есть - гонки Гран При проводились на Интерлагосе еще в 1949 году когда первенства мира в помине не было. Четверо бразильцев стартуют в Формуле-1, в то время как немцев или итальянцев, к примеру, только трое. В стране работают девять автозаводов. Да и авиапромышленность имеется - если кто сомневается, что бразильцы не могут детали из легких сплавов делать. А деньги? Что ж, под имя Фиттипальди в Бразилии можно найти миллионы: в середине 70-х Эмо у себя на родине занимал, как говорили, почетное третье место по популярности - выше были только Пеле и господь Бог.

И в октябре 1973 года Вильсон покинул заводскую команду Brabham ("Отличный он парень! - вспоминал бразильца главный конструктор "конюшни" Гордон Марри. -Большой шутник и мог быть очень быстрым - когда соберется. Вот только очень уж тяжел!" и уехал на родину, чтобы всерьез заняться созданием команды. С самого начала - что, однако, хранили в глубоком секрете - это было совместное предприятие двух братьев. Эмерсон, оставаясь пилотом McLaren, стал директором новой команды. Очевидно, именно поэтому спонсор нашелся довольно быстро - раскошелиться на "национальную бразильскую "конюшню" Ф-1 согласилось государственное объединение предприятий-экспортеров сахара Copersucar.
Менеджером пригласили главного механика Tyrrell Джо Рамиреса, старшим инженером-технологом - Пола Винсента из McLaren. A на должность главного конструктора Вильсон взял своего собственного механика Ричарда Давилу. Братья Фиттипальди хорошо знали и высоко ценили этого умного симпатичного молодого бразильца, мать которого была англичанкой, а отец - чехом. Еще в юности они вместе занимались картингом в Бразилии. А в Европу Давила приехал с Вильсоном, собиравшимся стартовать в британском первенстве Формулы-3. "Он был необыкновенно умным парнем, - говорил о Ричарде Винсент. - Только малость неорганизованным. Приходилось с этим бороться..." Хуже того, у Давиды не было никакого опыта проектирования гоночных автомобилей. Вот почему работал он над созданием Fittipaldi FD01 (F - Фиттипальди, D - Давила) целый год. Так что дебют команды наметили на январь 1975 года.

Со страшным скрипом

Первенец команды не мог похвастать оригинальными техническими решениями, ничем не выделяясь на фоне своих "одноклассников" середины 70-х. Обычный "кит-кар", как называли тогда автомобили Ф-1 с мотором Cosworth и коробкой передач Hewland "Давила прилежно изучил конструкцию всех машин из музея братьев Фиттипальди", - говорили о FD01 снобы. Однако на представлении новинки


Вильсон и Эмерсон просто светились от счастья. Еще бы, ведь это действительно был первый бразильский автомобиль Формулы-1. И пусть большую часть узлов и агрегатов привезли из-за границы, собирали его в мастерских Fittipaldi в Сан-Паулу. "В тот день они походили на мальчишек, получивших от родителей новую игрушку, - вспоминал Рамирес. - Такие же возбужденные и счастливые".
Увы, эйфория продолжалась недолго. Первый этап нового сезона начался с последнего, 23-го места на старте и закончился уже на 13-м круге. Что-то сломалось в задней подвеске, и Вильсон, единственный пилот бразильской "конюшни", вылетел с трассы Гран При Аргентины, вдребезги разбив машину. Поэтому для бразильского этапа, который стартовал через две недели, пришлось срочно строить новое шасси. Давила усилил подвеску, перенес радиатор из носового обтекателя назад и заменил переднее антикрыло, слегка напоминавшее "чайный столик" March 711, двумя обычными по бокам узкого "носа" машины.

Но ни эта модель, получившая индекс FD02 и дебютировавшая в июне в Голландии, ни ее дальнейшее развитие FD03 положения не улучшили. Вильсону ни разу даже не удалось войти в первую двадцатку по итогам квалификации. А на финише Fittipaldi отставала на один, три, четыре и даже шесть кругов. На тренировке в Австрии Вильсон еще раз угодил в аварию, так что в Монце его заменил Артуро Мерцарио. Начал итальянец свой домашний Гран При 26-м, закончил 11-м. Через месяц, на последнем этапе сезона в американском Уоткинс-Глене Фиттипальди-старший установил лучшее достижение своей "конюшни", финишировав 10-м. С отставанием в четыре круга. А еще через 17 дней его младший брат позвонил Тедди Мейеру из цюрихского аэропорта.

Богатые плачут и смеются

В Бразилии был праздник. Судите сами - национальный герой Эмо Фиттипальди на бразильском автомобиле занял пятое место на старте Большого Приза в Сан-Паулу! Команда явно набирала обороты. В ней появился второй пилот - место Вильсона, "перешедшего на руководящую работу", занял подающий надежды 23-летний бразилец Инго Хоффман. Давила подготовил новую машину - FD04, учтя, очевидно, весь опыт неудачного сезона-75.
Увы, радоваться за своих земляков бразильцам пришлось недолго. Неполадки в электросистеме лишили Эмо возможности бороться за победу на родной трассе, Хоффман, отстав на круг, финишировал только 11-м. И это были еще цветочки. Три следующие попытки дебютанта пройти квалификацию закончились неудачей. Больше того, сам экс-чемпион мира в Бельгии не сумел попасть на старт. Серебристая машина снова откатилась в ряды аутсайдеров. И пока Хант на McLaren сражался с Лаудой за звание чемпиона мира, Эмо пытался набирать хоть какие-то очки. На улицах Лонг-Бич и Монте-Карло мастерство и терпение Эмо, горячность соперников, сражавшихся далеко впереди, принесли бразильской команде первые очки. В Брэндс-Хэтче судьи дисквалифицировали победителя, Ханта, подарив тем самым отставшему на два круга Фиттипальди еще одно шестое место. Стало ясно, что нужно срочно что-то предпринимать - вряд ли бразильское правительство будет долго финансировать команду, машины которой постоянно плетутся где-то в хвосте.
Между тем обстановка внутри "конюшни" сложилась очень неплохая. "Это была превосходная компания отличных парней, - говорил много позже Винсент. - Большинство из них Эмерсон переманил из McLaren. Здесь царила замечательная рабочая атмосфера. В этом отношении Fittipaldi - .лучшее место, в каком мне случалось трудиться".
Они вместе доводили до ума машину. Они давали советы своему молодому главному конструктору, и Ричард следовал им, ничуть не обижаясь. Они вместе переживали неудачи и радовались первым очкам. Они стали самой яркой и веселой компанией в серьезном мире Формулы-1. Наиболее же колоритной парочкой были, безусловно, сами братья-владельцы.

Часть 1/ Часть 2


Вернуться к выбору темы
 
Rambler's Top100
::Разработка и поддержка: NGWstudio
 
Hosted by uCoz