Eagle T1G на ГП Бельгии, 1967 год.
Американский "Орёл" на трассе.
Eagle T1G.
|
37 лет назад, 18 июня 1967 года в
чемпионате мира Формулы 1 была одержана первая победа
на шасси американской конструкции
Первые послевоенные попытки
покорения американскими командами Формулы 1 были предприняты
в начале шестидесятых, в те времена, когда в календаре
чемпионата появился Гран При США, и по ту сторону океана
возник определенный интерес к гонкам, всегда считавшимся
прерогативой европейцев. Робкие усилия маленьких частных
Scarab и Scirocco были с самого начала обречены на неудачу.
Создать команду, способную на равных бороться с признанными
лидерами, удалось, благодаря огромному таланту и энтузиазму,
лишь Дэну Герни, имевшему к тому же богатый опыт собственных
успешных выступлений в Гран При.
Момент прихода в Формулу 1 был выбран очень удачно
- переход на 3-х литровые моторы уравнивал шансы новичков
и ветеранов, так как всем приходилось начинать практически
с нуля. Но, как потом оказалось, именно двигатель стал
"ахиллесовой пятой" всего проекта. Для создания
шасси был приглашен Лен Терри, автор победившего в Индианаполисе
Lotus 38. Работать ему пришлось сразу на два фронта:
один вариант проектировался для Indy 500, другой - для
Формулы 1. В результате получилась очень красивая машина
с оригинальным клювообразным косом, получившая название
Eagle T1G ("Орел"). Двигатель фирмы Weslake
в срок подготовить не удалось, поэтому первое шасси
(номер 101), на котором состоялся дебют, пришлось оборудовать
2,75 литровым Coventry Climax. В Монце на старт вышел
Eagle T1G 102, оснащенный мотором Weslake, но проехать
на нем всю дистанцию гонки в том году так ни разу и
не удалось - преследовали технические проблемы. У команды
было всего три результативных финиша, два из которых
- на пятом месте. К следующему сезону удалось подготовить
еще два шасси: 103 и 104, причем последнее значительно
отличалось от своих собратьев - в нем активно применялся
магний и титан.
Проводившиеся в те годы незачетные гонки Формулы 1
стали для многих гонщиков и команд неплохой стартовой
площадкой - стоило выиграть одну из них, и через некоторое
время следовала победа на этапе чемпионата мира. То
же самое произошло и с Eagle - 12 марта 1967 года Герни
выиграл Race of Champions в Брэндс-Хетч. Он был недосягаем
в двух предварительных заездах, а в финале вел напряженную
борьбу сначала с Брэбэмом, а затем, после его схода,
с Бандини, Ferrari 312 которого отстала на финише от
Eagle TIG всего на 0,4 секунды. Первые этапы очередного
сезона опять приносили одни огорчения, пока, наконец,
не наступило 18 июня - день Гран При Бельгии, ставший
самым ярким моментом всей истории путешествий американского
"орла" по трассам Европы.
По итогам квалификации машина Дэна стояла на первой
линии стартового поля, между двумя Lotus-Cosworth 49
- Кларка и Хилла. Сигнал старта был дан чуть раньше,
чем ожидалось, и американец, не успевший вовремя включить
передачу, вынужден был пропустить несколько соперников.
К концу первого круга (длина которого тогда составляла
более 14 км) он оказался на пятой позиции, на следующем
обошел Cooper Риндта и Ferrari Эймона и бросился в погоню
за BRM Стюарта, который, в свою очередь, все больше
отставал от Кларка. После десяти кругов Герни вплотную
подобрался к шотландцу, но отставание этой пары от лидера
составляло уже более 20 секунд. Однако через два круга
Lotus внезапно свернул в боксы - потребовалась замена
свечи зажигания. Вслед за ним туда же отправился и Eagle.
Неужели очередная поломка и сход? Нет, Дэн хотя и чувствовал
проблемы с подачей топлива, но в последний момент передумал
и, не останавливаясь, выехал обратно на трассу. После
этого необычного маневра американец хотя и отстал от
Стюарта на 15 секунд, но сохранил свою .позицию, тогда
как Кларк откатился далеко назад.
Во второй половине гонки с различными проблемами столкнулись
едва ли не все ее участники, не избежал этой участи
и новый лидер. Коробка передач BRM стала работать с
перебоями, и чтобы с ней справиться, Джеки пришлось
постоянно удерживать рычаг переключения. Управлять одной
рукой машиной на такой трассе как Спа было совсем не
просто, так что оказать какое-либо сопротивление настигавшему
его Eagle Стюарт просто не смог. Обогнав шотландца,
Герни, несмотря на небольшую утечку масла и работавшую
со сбоями систему подачи топлива, стал все дальше уходить
вперед. На этот раз судьба смилостивилась над американцем
- он не только добрался до финиша, он оказался там первым!
Но вскоре подошел черед следующих Гран При и все стало
повторяться сначала - очередная удачная квалификация
и очередной сход по технической причине в гонке.
За весь сезон 1967 года Eagle финишировал лишь дважды,
причем оба раза на подиуме (второй раз это случилось
в Канаде, где Герни поднялся на третью ступень пьедестала).
На следующий год все продолжалось в том же духе - из
пяти стартов только один финиш на девятом месте. Партнеры
Дэна не желали больше участвовать в европейском проекте,
финансов не хватало, к этому добавились различные личные
проблемы, и ему не осталось ничего другого, как сосредоточиться
на гонках в Новом Свете и закрыть проект Формулы 1.
Американский "орел" навсегда вернулся к себе
на родину.
|
Eagle T1G
Дебют: 12 июня 1966 года, ГП Бельгии
Побед в Гран При: 1
Конструктор: Лен Терри
Двигатель: Weslake 58, 12-цилиндровый,
V-образный, рабочий объём 2997 куб.см, мощность
364-413 л.с. (шасси 102,103,104)
Coventry Climax FPF, 4-цилиндровый, рядный,
рабочий объём 2750 куб.см, мощность 190-255
л.с. (шасси 101)
Коробка передач: механическая, 5-скоростная
Покрышки: Goodyear
Масса машины: 525-580 кг
|
По материалам: А.Колбасин,
Grand Prix
|