|
Hyundai может прописаться в Елабуге. Возможно, вместо
грузовиков на ЕлАЗе будут выпускать легковые машины
Hyundai.
Hyundai Motor и правительство Татарстана ведут переговоры
о выпуске в Елабуге корейских легковых автомобилей.
Об этом заявил замминистра экономики и промышленности
Республики Татарстан Инсаф Хайруллин. По его словам,
речь идет о промышленной сборке объемом до 35 тыс. автомобилей
в год, включающей сварочное и окрасочное производство.
Кроме того, предусматривается локализация выпуска ряда
комплектующих, включая стекла и шины. За счет этого,
по словам г-на Хайруллина, возможно снижение себестоимости
продукции на 20-25%.
Напомним, что ЕлАЗ основан в конце советской эпохи
на базе Камского тракторного завода специально для производства
малолитражных легковых автомобилей. Ныне предприятие
производит в основном спецтехнику, нефтегазовое оборудование
и комплектующие для российских автопредприятий (действующее
на елабужской площадке шведское предприятие «СканТат
Елабуга» собирает автобусы). 100% акций ОАО «ПО «Елабужский
автомобильный завод» принадлежат правительству Татарстана.
Сообщение о переговорах между ЕлАЗом и корейскими производителями
само по себе не новость. Информация о готовящемся производстве
в Елабуге автобусов и грузовиков под маркой Hyundai
регулярно поступает на протяжении многих месяцев. Однако
до сего времени речь шла не о легковых машинах и о меньших
объемах производства. Правда, на самом ЕлАЗе утверждают,
что о каких-то изменениях в «корейских» планах им неизвестно.
«Мы по-прежнему работаем над бизнес-планом, касающимся
выпуска корейских грузовиков и автобусов, – сказал RBC
daily первый заместитель технического директора ЕлАЗа
Рашид Закиров, – о производстве других типов машин до
сих пор речь не шла».
Аналитики в свою очередь указывают, что планы республиканского
аналога МЭРТ могут отличаться от планов собственно завода.
И хотя вряд ли речь идет об окончательном решении, а
пока скорее – о пиаре возможностей автопроизводителей
Татарстана (правительство РТ лоббирует идею воссоздания
в Елабуге ОЭЗ, упраздненной в 2003 г.), в такой корректировке
была бы своя логика.
В середине 1990-х гг. именно ЕлАЗ был пионером в развитии
совместного с иностранцами легкового автопроизводства.
Тогда было создано СП с General Motors, занимавшееся
сборкой внедорожников Chevrolet Blazer. Этот проект
запомнился только массированной рекламной кампанией,
лицом которой, к слову, был Андрей Звягинцев (будущий
режиссер известного фильма «Возвращение»), и скандалами,
связанным с качеством этой продукции. Правда, собственно
ЕлАЗ к этим скандалам имел отношение разве что косвенное
– вся российская «добавленная стоимость» в проекте Blazer
заключалась в том, чтобы положить коврики и прикрутить
зеркала к практически готовой машине. Все же ее комплектующие
делались филиалом GM в Бразилии и изначально слабо подходили
к российским условиям. Получил широкий резонанс случай,
когда автолюбитель из Ростова сумел доказать в суде,
что поломка двигателя Blazer после 12 тыс. км пробега
– явление ненормальное и требующее компенсации. В результате
спрос на эту машину получился мизерным, тем более что
она стоила недешево – от 20 тыс. долл. в базовой до
40 тыс. в «навороченной» версии.
Впрочем, можно говорить о том, что поговорка «первый
блин комом» подтвердилась, а следующие опыты в области
легкового производства могут быть – при учете извлеченных
уроков – успешнее. Ранее велись переговоры о создании
СП между ЕлАЗом, а также соответственно FIAT, Nissan
и Suzuki. В итоге кто-то из иностранцев все-таки должен
зацепиться за берега Камы. И то, что это может быть
Hyundai, имеющая опыт сотрудничества с ТагАЗом, не вызывает
удивления.
«Наиболее логично было бы собирать в Татарстане Elantra
– модель, которая как бы попадает в нишу между Accent
и Sonata, выпускаемыми в Таганроге, – считает Кирилл
Чуйко из ИК «ЦентрИнвест», – с учетом хороших продаж
и раскрученности марки Hyundai в России такой ход выглядит
оправданным с маркетинговой точки зрения. Ведь перспективы
другой «топовой» в прошлом корейской модели – Daewoo
Nexia – более чем туманны, и надо занимать освобождающееся
поле. Но главный вопрос – о поддержании контроля над
качеством, особенно когда речь идет не об отверточной,
а о промышленной сборке».
«В том, что модели Hyundai могут собираться одновременно
и на юге России, и в Поволжье, нет ничего удивительного,
– говорит Вячеслав Жабин из ИК «Брокеркредитсервис,
– ведь речь в обоих случаях идет хотя и о значительных,
но все же не совсем массовых производствах. Ничего удивительного
не было бы и в случае, если бы ЕлАЗ и Hyundai полностью
отказались от планов производства автобусов в пользу
«легковушек». Спрос на автобусы, особенно городские,
хотя и растет, но ограничен несколькими крупными центрами,
и заказы на них отнюдь не гарантированы в будущем. Другое
дело – легковые машины, спрос на которые устойчиво увеличивается.
К тому же высока вероятность того, что для такого производства
правительство Татарстана сможет добиться серьезных федеральных
льгот».
По
материалам RBCdaily
|