"Брвзильский Волшебник" Айртон Сенна
Toleman TG 183 b Hart - первый болид Сенны (1984 год)
Айртон и Lotus 99THonda (1987 год)
В 1993 году в Донингтон-Парке на Гран При Европы под
сильнейшим ливнем "Человек Дождя" Айртон Сенна
провёл, возможно, лучшую гонку в своей карьере
Имола '94. За мгновение до трагедии...(стрелкой показан
обломок болида Дж.-Дж. Лехто)
Всё, что осталось от болида кудесника...
Он показал, что значит жизнь, и ушёл, не насладившесь
ей...
|
На этой недели, 21 марта 2005 года исполнилось бы 45
лет трехкратному чемпиону мира Айртону Сенне. Однако
трагически сложившиеся обстоятельства помешали ему отметить
этот юбилей.
Сенна родился 21 марта 1960 года в Бразильском городе
Сан-Паулу в семье крупного землевладельца Милтона да
Силвы. С самого рождения у мальчика были нарушения в
опорно-двигательной системе. Именно поэтому по настоянию
врачей отец соорудил для своего сына педальный карт.
И через некоторое время координация полностью восстановилась.
Казалось бы, родители должны были радоваться выздоровлению
их чада, но они были опечалены. Дело в том, что, едва
вылечившись от одной болезни, четырехлетний Айртон тут
же подхватил другую - гонки. Правда, к участию в соревнованиях
по картингу допускались лишь спортсмены, достигшие тринадцатилетнего
возраста. Именно поэтому первая официальная гонка Айртона
да Силвы состоялась только 1 июля 1973 года на бразильской
трассе "Интерлагос". Этот Гран При он блестяще
выиграл. А за последующие семь лет бразилец собрал всевозможные
призы латиноамериканского картинга. Трижды он стал победителем
в чемпионате Бразилии, дважды - в чемпионате Южной Америки,
а в 1979 - 1980 годах занимал вторые места в Мировом
первенстве.
Все эти успехи бразильца да Силвы не могли остаться
незамеченными, и в 1981 году он получил место в британском
чемпионате серии Формула-Ford 1600. Однако, не будучи
уверенным в своем успехе, Айртон вышел на старт под
девичьей фамилией своей матери - Сенна (дабы не опозорить
семью в случае провала). Но все это было напрасно, поскольку,
одержав блестящие победы в двенадцати гонках из двадцати,
бразильский дебютант завоевывает титул чемпиона мира.
А уже через год Айртон становится пилотом серии Формула-Ford
2000. Он принимает участие сразу в двух чемпионатах
- британском и европейском. И с 21-й победой в 27-ми
гонках становится чемпионом в обоих сериях. В ноябре
этого же года бразилец проводит первую гонку в Формуле-3,
которую тут же выигрывает, завоевав попутно поул-позишн
и поставив быстрейший круг. И столь же легко он становится
победителем британского первенства с 13-ю победами в
21-й гонке.
25 марта 1984 года на трассе "Интерлагос"
состоялся дебют Айртона в Формуле-1. Однако, несмотря
на великолепные показатели на тестах, Сенна получает
место лишь в аутсайдере чемпионата - команде Toleman.
И, вопреки всему, Айртон умудряется блистать в гонках
даже на столь медленной машине. В Монако во время сильнейшего
дождя, когда с трассы сошли такие легендарные гонщики,
как Патрезе, Мэнселл, Лайда, а лидировавший Прост вел
машину весьма и весьма осторожно, Сенна, невзирая на
дождь, продолжал мчаться, не сбиваясь с ритма, словно
посуху. И первым пересек финишную черту. Однако из-за
остановки гонки результаты были определены по итогам
предыдущего круга, отодвинув Айртона на второе место.
После этого Гран При Сенну прозвали Человеком Дождя.
В 1985 году Айртон вышел на трассы уже за рулем болида
команды Lotus. И 21 апреля в Эшториле опять-таки под
дождем выигрывает свою первую гонку в Формуле-1. Вторая
же победа достается ему 15 сентября в Бельгии - и снова
в дождь. Но все же все эти успехи не позволяют ему достичь
заведомой вершины - чемпионского титула. В итоге в 1988
году он переходит в команду McLaren, став напарником
двукратного победителя мирового первенства Алена Проста.
Но это нисколько не поколебало дух бразильца и по итогам
сезона он становится чемпионом мира с 8-ю победами в
16-ти гонках. Затем еще два титула Сенна завоевал в
1990 году и в 1991 году. Но вскоре McLaren исчерпывает
свои силы - наступает доминирование команды Williams.
В 1992 году Айртон совершил попытку перейти к Фрэнку
Уильямсу, но вынужден был остаться в команде Рона Денниса.
Однако 3 победы в 1992 году и 5 - в 1993 году совсем
не принесли Айртону радости. Ему нужен был лишь титул
чемпиона мира и к этой цели он был готов идти любой
ценой.
И вот, наконец, 1994 год приносит Айртону столь желанное
место в команде Williams. Однако радость от достигнутого
результата вскоре стало для Бразильского Волшебника
самым большим разочарованием. Ибо на первых двух гонках
он сошел с трассы по техническим проблемам. Третий же
этап, проходивший 1 мая на автодроме "имени Энцо
и Дино Феррари", вообще стал для Айртона роковым.
Ведь именно тогда на 7-м круге гонки болид Сенны устремился
в стену в повороте Tamburello. В результате аварии подвеска
пробила шлем Айртона, оборвав тем самым жизнь бразильского
гонщика.
Айртон Сенна да Силва всю свою жизнь всецело посвятил
гонкам. И он действительно стал лучшим. Казалось, его
возможностям не было предела. И все же во время Гран
При Сан-Марино 1994 года это предел наступил. А мир
со слезами на глазах простился со своей гоночной легендой.
Сенна стремительно ворвался в мир Формулы-1. Столь
же стремительно его и покинул. Однако Айртон даже после
своей смерти не умер. Он продолжает жить в памяти миллионов
людей. И эти люди никогда не смогут забыть его и сказать:
"Прощай!" А ведь прошло уже больше десяти
лет. Но жива не только память об этом человеке. Бразильский
Волшебник воплотился в созданном им фонде помощи бездомным
детям. Сейчас "Фонд помощи имени Айртона Сенны"
возглавляет его сестра Вивиан.
Айртон Сенна прожил достойную жизнь. Он был образцом
для подражания - при чем не только для молодых пилотов,
но и для достаточно опытных гонщиков. Его почитали до
обожествления в родной Бразилии. Его любили и ненавидели
одновременно. В любом случае, равнодушным не оставался
никто. Несмотря на всю свою дерзость, бразильский гонщик
пользовался уважением в гоночных кругах. Добродушный
и отзывчивый, но в то же время замкнутый и нелюдимый
- Сенна был неподражаем. Он казался черствым, но порой
мог и расплакаться. Именно эта противоречивость придавала
Айртону тот неповторимый уникальный образ, который живет
и будет жить в сердцах миллионов. В каждой стране оборудованы
места памяти, где ежегодно собираются люди, чтобы возложить
цветы и почтить минутой молчания светлую память Легендарного
Человека Дождя.
Успешный гонщик Айртон Сенна достиг многого в карьере,
но не добился столь же значительного успеха и в личной
жизни. В 1981 году он женился на Лилиан Вашконселуш.
Однако семья не продержалась и года, поскольку жена
не выдержала преданности мужа гонкам. Второй роман завязался
у Айртона в конце 80-х годов. Его внимание привлекла
телеведущая с бразильского телевидения Шушу Мэнгел.
Их роман продлился два года. Но на это раз сам Сенна
не смог перенести сосредоточенности своей избранницы
на собственной карьере. Последний шанс судьба предоставила
бразильцу в 1993 году, когда он встретил фотомодель
Адриану Галистеу. Но и этим отношениям не суждено было
перерасти во что-то более значимое, поскольку в дело
вмешалась роковая Имола.
Бразильский Волшебник смог осуществить многие свои
мечты, но самая его главная мечта так и осталась неисполненной.
Айртону не удалось совместить гонки и личную жизнь.
Но он думал, что время ему хватит на все. В конце 1993
года Сенна объявил о том, что пробудет в Формуле-1 еще
года три. А затем он планировал обзавестись семьей и
спокойно жить вдали от мира больших скоростей. Айртон
строил большие надежды относительно своей будущего.
Он безумно любил детей и с нетерпением ждал того момента
когда, наконец, сможет взять на руки своего первенца.
Однако мир больших скоростей Айртон покинул гораздо
раньше, чем планировал, но его жизнь так и осталась
неосуществившейся мечтой.
В октябре 1993 года Айртон отметил: "Еще далек
тот день, когда я смогу сказать себе: "Айртон,
ты исчерпал себя". Наверное, такой момент может
придти только со смертью. Но для меня это время еще
не пришло". И вот 1 мая 1994 года этот день наступил...
К тому моменту, чуть более месяца назад, Бразильскому
Волшебнику исполнилось 34 года.
Дата и место рождения: 21 марта 1960 года, Сан-Паулу
(Бразилия)
Дата и место смерти: 1 мая 1994 года, Болонья
(Италия)
Рост: 175 см
Вес: 70 кг
Семейное положение: Разведен, подруга Адриана,
детей нет
Образование: Экономическое
Хобби: Авиамоделирование
Спорт: Водные лыжи, теннис, бег
Музыка: Поп, классика
Еда: Бразильская кухня
Гоночная карьера:
Картинг: Дебют: 1 июля 1973 года ("Интерлагос")
1977 год - чемпион мира
1979 год - вице-чемпион
1980 год - вице-чемпион
Формула-Ford 1600:
1981 год - чемпион (12 побед)
Формула-Ford 2000:
1982 год - чемпион (21 победа)
Формула-3:
1983 год - чемпион (12 побед)
Формула-1:
Дебют: 25 марта 1984 года ("Интерлагос")
1984 год - 9-е место (13 очков)
1985 год - 4-е место (2 победы, 38 очков)
1986 год - 4-е место (2 победы, 55 очков)
1987 год - 3-е место (2 победы, 57 очков)
1988 год - чемпион (8 побед, 90 очков)
1989 год - 2-е место (6 побед, 60 очков)
1990 год - чемпион (6 побед, 78 очков)
1991 год - чемпион (7 побед, 96 очков)
1992 год - 4-е место (3 победы, 50 очков)
1993 год - 2-е место (5 побед, 73 очка)
Гибель: 1 мая 1994 год (Имола)
Гран При: 161
Поул-позишн: 65
Подиумы: 80
Победы: 41
Чемпионские титулы: 3
Большие шлемы: 4
Хет-трики: 7
Очки: 614
Быстрейшие круги: 19
По
материалам веб-сайта F1-Live.ru
|