Ятаро Ивасаки
Происхождение эмблемы Mitsubishi
Mitsubishi Model A и собравшие его рабочие
Грузовик Mitsubishi T1
Автобус Mitsubishi B46
Мотороллер Silver Pigeon
Экспорт автобусов Mitsubishi в Чили
Mitsubishi 500
Победа Mitsubishi 500 в Макао
Mitsubishi Deboneir
Mitsubishi Colt Galant
Mitsubishi Lancer Celeste
Mitsubishi Pajero на ралли Париж - Дакар 1985 года
Mitsubishi Chariot
Mitsubishi GTO
Двигатель с системой MIVEC
Mitsubishi Proudia
Mitsubishi Carisma
Завод NedCar в Голландии
Mitsubishi Lancer Evolution VIII
|
Mitsubishi как автопроизводитель родилась в качестве
одной из ветвей многоотраслевого концерна, одной из
довоенных дзайбацу, крупной корпорации, занимавшейся
нефтепереработкой, легкой промышленностью, строительством
судов, металлургией, торговлей недвижимостью, страхованием
и многим другим. В сферу интересов Mitsubishi входил
даже пивоваренный завод. Например, знаменитая марка
японского пива Kirin обязана своим происхождением именно
Mitsubishi. Этот разносторонний гигант был основан предприимчивым
потомком самураев – Ятаро Ивасаки, который родился в
1835 году, подростком начал работать в судовладельческой
компании, принадлежавшей самурайскому клану Тоса, где
добился определенных карьерных высот и в 35 лет (в 1870
году) создал свою собственную компанию, арендовав у
Тоса три парохода и назвав свое детище Tsukumo Shokai.
Потом название поменялось – в 1872 году на Mitsukawa
Shokai, в 1874 на Mitsubishi Shokai, и, наконец, в 1875
на Mitsubishi Mail Steamship Company.
Слово “mitsubishi” переводится как «три бриллианта»
и произошло от выбранной Ятаро для своей компании эмблемы.
Эмблема же получилась таким образом: Ятаро соединил
герб своего клана (три ромба один над другим) и герб
клана Тоса (дубовые листья). Кстати, многие годы вызывал
споры вопрос о том, почему Ятаро Ивасаки не использовал
в названии компании своей собственной фамилии. Руководствовался
он при этом явно не скромностью – о нем пишут как о
самоуверенном, агрессивном руководителе; причиной скорее
послужило то, что своими первоначальными достижениями
он был обязан клану Тоса – без этой семьи он бы ничего
не достиг. Так клан Тоса, точнее, его герб, послужил
причиной того, что сейчас мы ездим на автомобилях марки
Mitsubishi, а не Iwasaki. Эмблема имеет и смысловое
наполнение: три бриллианта символизируют три принципа
работы компании: ответственность перед обществом, честность,
а также открытость для международного сотрудничества.
Mitsubishi, как и остальные самурайские концерны, в
довоенное время придерживалась государственной политики.
А так как в конце XIX века и в Первой мировой войне
Япония придерживалась агрессивной военной стратегии,
Mitsubishi принимала самое деятельное участие в строительстве
армии, выпуская самолеты и военные суда. Автомобилестроение
в то время не считалось прибыльным делом – немногие
выпускавшиеся в Японии автомобили собирались вручную,
на что уходило много времени и сил. Но в 1917 году Mitsubishi
выпустила свой известный Model A, первый японский автомобиль,
собранный на конвейере. Хотя он не пользовался спросом
и в 1921 году был снят с производства, общество оценило
его настолько высоко, что он стал экспонатом Выставки
промышленности Японии в 1922 г.
Впрочем, легковые автомобили все же не представляли
для Японии того времени такого интереса, как автобусы
и грузовики. В 1918 году Mitsubishi выпустила свой первый
грузовик – T1. Правительство Японии профинансировало
его 1000-километровый тест на надежность, который он
успешно прошел. В 1923 году Mitsubishi начала выпускать
тяжелые грузовики, которые были востребованы японской
армией и оказались незаменимыми при восстановлении Токио
после землетрясения.
1930-е годы стали для Mitsubishi десятилетием успехов
и внедрений новых идей и собственных разработок; в это
время Mitsubishi все время создавала что-нибудь «первое
в Японии». Так, в 1931 году был создан первый японский
дизельный двигатель с непосредственным впрыском – модель
450AD мощностью 70 л.с.; в 1932 году был выпущен первый
автобус компании – B46, самый большой и мощный на то
время (автобусы этой модели в 1930-х годах экспортировались
в Китай); в 1934 году появился прототип полноприводного
пассажирского автомобиля PX33, в 1935 году – дизельные
автобусы BD46 и BD43, а также форкамерный дизель SHT6,
а в 1936 году – грузовик с дизельным двигателем TD45.
Дизельные двигатели все время совершенствовались, разрабатывались
новые, улучшенные их версии. А в 1937 году началось
экспериментальное производство грузовиков с полным приводом
(4WD). Кроме этого, в 1934 году в результате слияния
авиастроительной и кораблестроительной ветвей концерна
Mitsubishi появилась группа Mitsubishi Heavy Industry,
ставшая поставщиком японской армии и выпускавшая боевые
корабли и самолеты. Эта же группа выпускала дизельные
автомобили. В 1930-е годы Mitsubishi стала вторым по
величине концерном Японии (после Mitsui).
В конце Второй мировой войны, в 1945 году, предчувствуя
поражение, Коята Ивасаки (четвертый президент Mitsubishi
из семьи Ивасаки, возглавил концерн в 1916 году) продал
около половины акций частным инвесторам и выступил с
миролюбивыми заявлениями. Впрочем, это не помогло –
семья Ивасаки утратила полный контроль над Mitsubishi,
а после войны оккупационные власти в принудительном
порядке начали дробить дзайбацу на мелкие компании –
во избежание возрождения военно-промышленной мощи Японии.
В 1946 году Mitsubishi была разбита на 44 независимые
компании, а в 1950 году Mitsubishi Heavy Industries
разделили на три региональные компании, участвовавшие
в разработке и производстве автомобилей.
Экономика страны после войны лежала в руинах; главными
требованиями к автомобилям были надежность и экономичность
– топлива не хватало. В 1946 году Mitsubishi выпустила
автомобиль, отвечающий этим требованиям – маленький
трехколесный грузовик “Mizushima” грузоподъемностью
400 кг, недорогой, надежный, экономичный. В том же году
был выпущен мотороллер “Silver Pigeon” и автобус B1,
который мог работать как на бензине, так и на альтернативном
топливе. Дальнейшее развитие производства автобусов
и грузовиков продолжилось появлением в 1947 году первого
троллейбуса Mitsubishi MB46 и в 1950 – первого в Японии
заднемоторного автобуса R1.
По окончанию оккупации Японии в 1952 году экономическая
политика союзных войск немного ослабла, что дало стимул
для развития промышленности. Компании, на которые распался
концерн Mitsubishi, снова стали использовать это название
(что было ранее запрещено) и эмблему Mitsubishi. В 1954
году несколько предприятий вновь объединились в Mitsubishi
Corporation, но многие продолжили развиваться самостоятельно,
превратившись в настоящее время в крупные компании;
около 20 из них сохранили в своих названиях слово Mitsubishi.
В области автомобилестроения (которая на то время продолжала
ограничиваться грузовиками и автобусами) Mitsubishi
продолжила свою первооткрывательскую традицию, в 1951
году выпустив Т31 – 8-тонный грузовик с оригинальным
типом шасси, потом Т33 – первый японский грузовик с
пневмоподвеской и Т380 – первый японский грузовик с
откидной кабиной, без капота. В 1952 году вышел R2 –
грузовик с задним расположением двигателя; тогда же
Mitsubishi осуществила первую крупную экспортную поставку
– автобусы B25 были отправлены в Таиланд. В следующем
году 300 автобусов R32 были экспортированы в Чили и
еще 300 – в 1956 году. Помимо выпуска автобусов и грузовиков,
в 1959 году Mitsubishi выпустила Leo – маленький трехколесный
грузовичок.
В 1960-х годах экономика Японии вступила в период своего
бурного развития. Повысились доходы и общий уровень
жизни населения и, как следствие, возник спрос на легковые
автомобили. Mitsubishi в 1960 году выпустила на рынок
автомобиль Mitsubishi 500 – экономичный седан, рассчитанный
на массового потребителя и завоевавший большую популярность.
В этом же году началось производство небольших автобусов
серии Rosa с бензиновыми и дизельными двигателями, а
в следующем, 1961, была выпущена модель Mitsubishi 360,
ставшая основой для модели Minica (выпущенной в 1962
г.) – 4-местного автомобиля компактного класса. Minica
хорошо продавалась, облагалась низким налогом (так как
рабочий объем двигателя был всего 359 куб.см), была
надежной и экономичной. В другом классе – более крупном
и комфортабельном – дебютировал в том же 1962 году Colt
600, а Mitsubishi 500 победил в своем классе в Гран-при
Макао – так Mitsubishi впервые выступила на арене мирового
автоспорта. В то же время компания расширяет гамму коммерческих
автомобилей – в 1963 году появилось семейство легких
грузовиков Canter.
В 1964 году произошло слияние трех компаний, на которые
была в свое время разбита Mitsubishi Heavy Industries.
Тогда же Mitsubishi презентовала модель Debonair – представительский
автомобиль с 6-цилиндровым двигателем. В 1965 году появилась
модель Colt 800, а в 1966 году Colt F3-A выиграл гонку
Japan Grand Prix Formula Car Race, появились модели
Colt 1000F и Colt 1100, а также модель Minicab. В 1967
году Colt F2-A выигрывает Japan GP Formula Car Race,
а в 1968 Colt F2-B выиграл Formula Car Race и Speed
Cup Race в Пятом Гран-при Японии; Colt 1000F выиграл
третье ралли Southern Cross. В том же 1968 началось
производство 600-килограммового пикапа Delica, а также
был выпущен самый быстрый на то время автобус – B906R,
способный развить скорость 140 км/ч. В 1969 году Mitsubishi
представила седан Colt Galant, ставший демонстрацией
передовых на тот момент достижений техники и дизайна
и родоначальником целого семейства популярных автомобилей.
Расширялся и модельный ряд коммерческих автомобилей;
было запущено в производство второе поколение модели
Minica.
К концу 1960-х годов Mitsubishi завоевала репутацию
производителя автомобилей высокого качества, автомобильное
производство заняло настолько большое место, что назрела
необходимость создания единой корпорации, объединяющей
все операции, связанные с автомобилями. Ей стала созданная
в 1970 году Mitsubishi Motors Corporation. В этом же
году презентовали модель Colt Galant GTO и 2-дверный
Galant Hardtop, а также Galant Station Wagon. В 1972
году Galant 16GLS победил в 7-ом Ралли Southern Cross,
проходившем в Австралии. В дальнейшем автомобили Mitsubishi
очень хорошо выступали в мировом автоспорте и продолжают
выступать по сей день, завоевывая все новые и новые
награды. Впрочем, помимо автоспорта, Mitsubishi развивала
экологические проекты (например, двигатели серии MCA
– Mitsubishi Clean Air), призванные уменьшить загрязнение
окружающей среды, а также формировала международную
дистрибьюторскую сеть. В 1973 году была запущена в серийное
производство модель Lancer и второе поколение модели
Galant. Тогда же разразился нефтяной кризис. Но, в отличие
от сразу же повернувшихся в сторону экономии топлива
автопроизводителей, Mitsubishi отказалась от идеи ухудшения
динамических характеристик двигателей в угоду экономичности.
Разработав в 1975 году технологию Silent Shaft («бесшумный
вал») для своих двигателей серии Astron 80, Mitsubishi
получила за нее приз за научные достижения от автомобильной
технологической ассоциации Японии и продала лицензию
на нее Porsche и Volvo. Это, как и прочие технологические
достижения Mitsubishi, позволило ей завоевать мировое
уважение к себе как к автопроизводителю и к японскому
автомобилестроению в целом. Lancer 1600GSR в 1975 году
продолжал выигрывать ралли, и тогда же впервые была
показана модель Lancer Celeste. Начался экспорт автомобилей
Mitsubishi в Европу. В следующем, 1976 году, началось
производство третьего поколения Galant, второго Minicab
и модели Galant Lambda (Mitsubishi Sapporo). Galant
Sigma выигрывает приз журнала Motor Fan «Автомобиль
года» в категории среднеразмерных легковых автомобилей,
а в 1977 году он стал автомобилем года в Южной Африке.
В 1978 году была презентована модель Mirage (Colt),
а также пикап Forte (L200), и уже в 1979 году журнал
Motor Fan присуждает модели Colt 1400 GLX звание автомобиля
года в Японии, а L200 становится пикапом года в США
согласно мнению журнала Pickup, Van & 4WD.
Следующее десятилетие – 1980-е годы – стало периодом,
в который Mitsubishi стремилась расширить свое присутствие
на мировом рынке. Ее развитие в эти годы подтверждает
эту стратегию. Презентовав в 1980 году четвертое поколение
Galant и полноприводную версию пикапа L200, учредив
Mitsubishi Motors Australia и разработав тогда же первый
в Японии турбодизельный двигатель для легковых двигателей
Astron 2300, а в 1981 году учредив Mitsubishi Motor
Sales of America, в 1982 году Mitsubishi представила
новую модель – внедорожник Pajero (Montero). Pajero
разительно отличался от внедорожников того времени удачным
дизайном, комфортом и сочетанием лучших динамических
и технических параметров. Кроме Pajero, в 1982 году
началось производство модели Starion (оснащенной системой
ABS), седана Tredia и хэтчбэка Cordia, а также полноприводного
варианта Delica. В 1983 году вышла модель Chariot (Space
Wagon), а Pajero выиграли ралли Париж-Дакар. Выиграли
они его и в 1984 году. На Олимпийских играх 1984 года
в Сараево и на Универсиаде 1987 г. в Загребе Mitsubishi
стала официальным поставщиком автомобилей. Galant в
1984 году выиграл немецкий приз «Золотой руль» ("Das
Goldene Lenkrad"), а Pajero выигрывает приз "4x4
of the Year” во Франции и Австралии в том же году и
в следующем, 1985 году Pajero Long Wagon выигрывает
тот же приз в Австралии. В ралли Париж-Дакар Pajero
тогда же побеждает в абсолютном зачете и становится
легендой среди внедорожников, завоевав большое количество
наград и звания автомобиля года в 1986 и 1987 годах
во многих странах одновременно. Модель Galant VR-4 стала
автомобилем 1987-1988 года в Японии. Colt и Lancer в
1988 году, как и Galant ранее, выиграли приз «Золотой
руль», а Pajero стал обладателем "4x4 of the Year"
в Австрии и получил «Auto-Oscar» от западногерманоского
журнала Auto Zeitung. В Блумингтоне (Иллинойс, США)
открылся завод совместного предприятия Mitsubishi и
Chrysler – Diamond-Star Motors Corporation. Эта компания
начала в 1989 году производство модели Eclipse, ориентированной
в первую очередь на американский рынок. 1980-е годы
прошли для Mitsubishi под знаком непрерывных спортивных
побед и расширения сферы своего влияния в мире.
В 1990-е годы спортивные победы автомобилей под маркой
Mitsubishi продолжились – Pajero выигрывал одно ралли
за другим. В 1990 году появилась спортивная модель GTO
(3000GT), ставшая очень популярной. В США она стала
лучшим импортным автомобилем 1991 года по оценке журнала
Motor Trend. Но, кроме достижений в спорте, компания
занималась и технологическими разработками – на моделях
Sigma и Diamante, запущенных в производство в 1990 году,
была впервые установлена TRC – Traction Control System
(противобуксовочная система). В этом же году началось
производство модели Minica Toppo; по итогам того же
года Mitsubishi стала крупнейшим мировым производителем
грузовиков. Sigma и Diamante стали автомобилями года
в Японии 1990-1991 года. 1991 год был отмечен появлением
модели RVR (Space Runner), второго поколения Pajero,
на котором установили новую технологию – Super Select
4WD и многорежимную систему ABS и пикапа Strada (L200).
Mitsubishi установила патронаж над фестивалем в Брегенце
(Австрия) и стала официальным автопоставщиком Универсиады
в Саппоро.
В 1992 году началось производство модели Emeraude, 4-дверного
хардтопа на базе Galant для внутрияпонского рынка, а
также появилась модель Lancer Evolution. В том же году
были разработаны системы MIVEC и INVECS, открылась Mitsubishi
Motors Europe Design Studio, а Pajero и Galant VR-4
опять занимают пьедесталы почета на ралли-рейдах. Pajero
снова удостаивается многочисленных призов, равно как
RVR, автобусы Mitsubishi и технология INVECS, ставшая
технологией года 1992-93 на японской исследовательской
конференции. В 1993 году совет по охране окружающей
среды Mitsubishi Motors решил принять и проводить в
жизнь корпоративные принципы, направленные на сохранение
экологического баланса; разрабатывается модель Libero
EV, электромобиль на базе универсала Libero. Выходит
модель Lancer Evolution II, Mitsubishi Motors становится
официальным спонсором Азиатской футбольной конфедерации,
Lancer Evolution дебютирует в WRC. 1994 год – начало
выпуска таких моделей, как FTO, оснащенной системой
INVECS-II и АКПП со спортивным режимом, Delica Space
Gear (L400 / Space Gear), Pajero Mini – маленького полноприводного
внедорожника с двигателем объемом 660 сс. В продажу
также поступил ранее разработанный Libero EV. FTO становится
автомобилем года в Японии, Lancer становится автомобилем
года по мнению престижного журнала Car Information на
Тайване, полноприводной L200 в Великобритании получает
титул “Top Pickup 1994/1995” от журнала “What Van?”,
а журнал “Which Car?” присваивает Pajero титул “4WD
года 1994”. В 1995 году состоялось официальное открытие
завода NedCar в Голландии – совместного предприятия
Mitsubishi, Volvo и голландского правительства. На этом
заводе Mitsubishi произвела свой первый автомобиль в
Европе – им стала новая модель Carisma. Diamond-Star
Motors Corporation, совместное предприятие Mitsubishi
и Chrysler, переименовалась в Mitsubishi Motor Manufacturing
of America Inc. после того, как Chrysler продал свою
долю в предприятии. В Японии же дебютировал Pajero Jr
– новый мини-внедорожник для внутреннего рынка. В том
же году был разработан двигатель, оснащенный системой
GDI (Gasoline Direct Injection) – непосредственного
впрыска топлива. GDI позволяет двигателю обладать мощными
динамическими характеристиками при улучшенных экологических
показателях и экономичности. Технология GDI получила
приз «Дизайн и технология» престижного английского автомобильного
журнала Car в том же году и была удостоена многочисленных
наград позднее. Lancer, Pajero и Lancer Evolution в
1995 году продолжали одерживать спортивные победы в
ралли. В 1996 году была выпущена модель Challenger,
Legnum, а также была завершена первая очередь строительства
испытательного полигона Токачи на Хоккайдо. В 1998 году
вышли такие модели, как Pajero iO (Montero iO / Pajero
Pinin), Space Star, Dingo, а в 1999 – люксовый седан
Proudia, призванный сменить флагмана модельного ряда
– Debonair, Town Box (новое поколение модели Minicab).
Двигатели с системой GDI были установлены на многие
модели. 1990-е годы прошли для Mitsubishi под знаком
огромного количества побед автомобилей компании в ралли,
множества наград, которые получили ее автомобили и технологические
разработки.
2000 год стал годом, когда Mitsubishi и DaimlerChrysler
подписали соглашение о стратегическом альянсе, который
позволил им войти в тройку лидирующих мировых автомобильных
гигантов. Завод NedCar выпустил свой миллионный автомобиль.
Началось производство моделей Pajero III и Dion. В 2001
году в Японии прошла презентация моделей eK-Wagon и
Airtrek, а модель Lancer Evolution получила в своем
названии цифру, уже равную 7 (в настоящее время уже
выпущен Lancer Evolution VIII). Сегодня Mitsubishi –
один из крупнейших мировых автопроизводителей, с широчайшим
модельным рядом – от миниавтомобилей до тяжелых грузовиков
и спецтехники. Победы автомобилей Mitsubishi в мировом
ралли неоспоримы и многочисленны; ее модели удостоены
огромного числа наград.
По
материалам AVTO.VL.RU
|