Один из выпущенных Toyo Kogyo мотоциклов
3-колесный грузовик
Mazda R360
Доктор Феликс Ванкель и Кеничи Ямамото
Роторный двигатель
Mazda Savanna RX-7
Род Миллен на Mazda Savanna RX-7
Испытательный полигон Миоши
Mazda MX-5
Новый логотип Mazda
Mazda Demio
Mazda Efini RX-7
Mazda Autiozam AZ-1
Mazda Roadster
Mazda MPV Sports F и разработавшая ее группа женщин
Mazda RX-8
|
Mazda – компания, история которой началась ни много
ни мало – с пробки. Именно строительными материалами
из пробкового дерева и занималась компания, основанная
Джуджиро Мацуда (Jujiro Matsuda) в 1920 году. Мацуда,
родившийся в 1875 году двенадцатым сыном рыбака в префектуре
Хиросима, в 20 лет открыл собственную кузню, но вскоре
она закрылась из-за убытков. Через 11 лет он снова открыл
кузню и даже получил патент на насос для закачки воздуха,
но уже через несколько лет компания снова закрылась.
После еще нескольких попыток открыть свое дело Мацуда
в 1920 году вместе с группой инвесторов скупил разорившуюся
компанию Abemaki, находившуюся в Хиросиме и занимавшуюся
пробковым деревом. Ее переименовали в Toyo Cork Kogyo
и в следующем году Мацуда стал ее президентом. Компания
на тот момент никакого отношения к автомобилям не имела
и выпускала вышеупомянутые стройматериалы из пробки.
Это занятие позволило заложить финансовый фундамент
для дальнейшей деятельности. В 1927 году из названия
компании выпало слово “cork” – пробка, и компания стала
носить имя Toyo Kogyo., Ltd., что было следствием перехода
к промышленному производству. Выпустив в 1920-х годах
небольшую тестовую партию мотоциклов, в 1929 году компания
перешла к производству станков. В 1930 году один из
выпущенных компанией мотоциклов даже выиграл гонку.
В 1931 году компания начала выпускать автомобили в чисто
японском стиле – трехколесные грузовички двигателями
объемом 500 куб.см. В качестве торговой марки для обозначения
этих машин было выбрано слово Mazda – имя зороастрийского
верховного бога света, которое к тому же было очень
близко по звучанию к имени основателя компании – Мацуда.
А в 1932 году начался экспорт грузовиков Mazda в Китай.
До того, как началась Вторая мировая война, компания
создала несколько концептов легковых автомобилей, но
в серийное производство ни один из них пойти не успел.
После войны и атомного взрыва в Хиросиме завод Toyo
Kogyo, к счастью, был разрушен лишь меньше чем наполовину,
и уже в 1950 году компания начала выпускать трехколесные
грузовики с двигателем 1157 куб.см Type CT, компактные
пожарные машины и обычные грузовики. В 1952 году умер
Джуджиро Мацуда; за год до этого президентом компании
стал его сын Тенуджи. Компания начала выпускать легковые
автомобили только в 1960 году, когда уже начался рост
благосостояния рядовых японцев. Первой моделью стала
R360 – 2-дверная городская машина, оснащенная 2-цилиндровым
двигателем объемом 356 куб.см. Она не отличалась особыми
изысками, зато была недорогой и удобной.
Кроме этого, в 1960 году случился ряд событий, сыгравших
в дальнейшей истории Mazda большую роль. Компанию посетил
представитель немецкой компании NSU доктор Хаас, президент
Мацуда нанес в Германию ответный визит, и было заключено
предварительное соглашение о сотрудничестве с NSU в
области разработки и производства роторных двигателей
Ванкеля. Официальным началом этого сотрудничества считается
1961 год, когда соглашение получило одобрение японского
правительства. В том же году вышел компактный пикап
Mazda Proceed (B-series 1500). Через год модельный ряд
увеличился – появилась Carol, модель в двух вариантах:
2-дверная Carol-360 и 4-дверный седан Carol-600. Своим
дизайном Carol, как и многие ранние японские автомобили,
повторяла модель Ford Anglia. Уже в 1963 году общее
количество выпущенных автомобилей достигло 1 миллиона,
и в Токио был показан первый произведенный компанией
роторный двигатель. В 1964 году началась история модели
Familia – было представлено ее первое поколение. Модель
Mazda 800cc Station Wagon начинает импортироваться в
Новую Зеландию. Построив в 1965 году испытательный полигон
Миоши, Mazda начала техническое сотрудничество с английской
компанией Perkins Services N.V. в области дизельных
двигателей. 1967 стал годом дебюта модели Cosmo Sports
(110S) – первой модели Mazda с роторным двигателем.
В том же году начался полномасштабный экспорт на европейский
рынок. В следующие годы началось производство одной
модели с роторным двигателем за другой: 1968 год – Familia
Rotary Coupe (R100), 1969 – R100 Rotary SS Sedan, 1970
– Capella RX-2. К 1970 году было произведено 100 000
автомобилей с роторным двигателем. Кроме этого, в 1969
году Mazda впервые вступила в сотрудничество с Ford
– в области совместного производства автоматических
трансмиссий, открыла сборочный завод в Новой Зеландии,
а в 1970 году начался экспорт автомобилей в США.
1970-е годы открылись еще одной моделью с ротором –
Savanna (RX-3), выпущенной в 1971 году. В следующем,
1972 году, вышла Luce (RX-4). Компания преодолела рубеж
в 5 миллионов произведенных автомобилей, а в 1973 экспорт
достиг 1 миллиона автомобилей. Автомобили с роторным
двигателем продавались достаточно успешно, но разразившийся
в 1974 году нефтяной кризис нанес им порядочный ущерб
– роторы потребляли больше топлива и масла, чем другие
двигатели. В 1975, 1976 и 1977 годах Род Миллен выиграл
национальное ралли Новой Зеландии на RX-3, а в 1978
появилась модель Savanna RX-7. При ее создании были
использованы все плюсы роторных двигателей; она стала
самым быстрым автомобилем в модельном ряду Mazda – 105-сильный
мотор разгонял машину до 200 км/ч. Тогда же, в 1978
году, был выпущен миллионный автомобиль с роторно-поршневым
двигателем. В 1979 году Род Миллен уехал в США и стал
там чемпионом по ралли, выиграв гонки на автомобиле
Mazda RX-7 два года подряд. В то же время Ford Motor
приобрел 25% акций Toyo Kogyo.
В 1980 году Mazda Familia стала автомобилем года в Японии.
Автомобильная марка Mazda в это время уже заняла твердые
позиции на мировом рынке. В США и Европе в 1981 году
открылись ее представительства, а в 1982 году автомобилем
года в Японии стала Capella. Она же в 1983 году была
признана лучшим импортным автомобилем в журнале Motor
Trend и получила множество престижных зарубежных наград.
На испытательном полигоне Миоши была построена лаборатория
аэродинамических испытаний; появилось новое семейство
микроавтобусов – Bongo/Bongo Brawny. Mazda вступает
в финансовый союз с Kia Motors, купив 8% ее активов.
А в 1984 году компанию переименовали в Mazda Motor Corporation.
В 1986 году журнал Motor Trend назвал Savanna RX-7 импортным
автомобилем года; тогда же эта модель установила национальный
рекорд скорости в Бонневиле – 383.724 км/ч в классе
SCTA’s C/Grand Touring. В 1987 году, в честь 20-летия
роторного двигателя Mazda, вышла Savanna RX-7 в кузове
кабриолет. В Мичигане начинается производство автомобилей
на новом заводе – Mazda Motor Manufacturing Corporation
(MMUC); открывается новый исследовательский центр в
Йокогаме; выходит произведенная на заводе Mazda модель
Ford Festiva (121). В 1988 году в США открываются Mazda
Motor of America Inc. и Mazda Research and Development
of North America, Inc. (MRA) – для объединения всех
связанных с Америкой операций. На американском рынке
появляется модель MPV. Mazda разрабатывает новую технологию
окрашивания – покрытие Hi-Reflex. На автосалоне 1989
года в Чикаго Mazda представила родстер MX-5 Miata.
Благодаря удачному дизайну и невысокой цене эта модель
завоевала огромную популярность в США и других странах.
На автосалоне же в Токио была представлена другая модель
– Autozam Carol. Mazda начала импортировать в Японию
Citroen BX, а в следующем, 1990 году - Citroen AX.
В 1990 году в Японии появились такие модели, как MPV,
Eunos Cosmo (оснащенная автомобильной навигационной
системой), Autozam Revue (121). MX5 стала автомобилем
года в Новой Зеландии, общее количество произведенных
автомобилей достигло 25 миллионов (из них 1 миллион
экземпляров модели RX-7), открылось представительство
в Германии. 1991 год – в Японии выходит седан класса
"люкс" Sentia (929), автомобиль Mazda 787B
выигрывает 24-часовую гонку Le Mans (это была первая
победа в этой гонке, одержанная автомобилем японского
производства и единственная победа автомобиля с роторным
двигателем), на 29-ом автосалоне в Токио представлен
концепт HR-X с роторным двигателем, работающим на водороде,
в Японии основан канал продаж Efini, появляется новая
модель – седан Cronos. 1992 год – продается 300-тысячный
автомобиль MX-5 в мире; RX-7 выигрывает 24-часовую гонку
в Дайтоне в классе GTU 11 год подряд; Mazda Motor Manufacturing
Corporation в Мичигане, США, становится компанией AutoAlliance
International, Inc. (AAI) с равными долями в ней Mazda
и Ford; через канал продаж в Японии Eunos представлена
новая модель – MX-6, а также эксклюзивно для внутреннего
японского рынка через канал продаж Autozam начинает
выпускаться модель AZ-1, двухместный микромобиль, и
модель Eunos 500 (Xedos 6). В то же время бурно развивается
экологическое направление деятельности компании: принимается
"Глобальная экологическая хартия Mazda", разрабатывается
новый нейтрализующий катализатор, который восстанавливает
масло из всех типов пластика, а также первый в мире
пластиковый композит многократной переработки. В Германии
и Японии открываются экспериментальные заводы по сборке
и вторичному использованию пластмассовых бамперов. В
1993 году Mazda выходит на филиппинский рынок легковых
автомобилей. С Ford заключается долгосрочное соглашение
с целью улучшения конкурентоспособности автомобилей.
На автосалоне во Франкфурте выставляются HR-X2 и прототип
модели Eunos 800 (Xedos 9), вызвавший большой интерес.
А в Японии появилась новая спортивная компактная модель
– Mazda Lantis. Через год, в 1994 году, открывается
музей Mazda, разрабатывается грузовик, работающий на
сжатом газе, а также электромобиль на базе фургона E-класса.
Во Флориде и в Китае открываются тренировочные центры
Mazda, появляется новая модель – минивэн AZ Wagon, и
Mazda первой среди японских автопроизводителей получает
экологический сертификат ISO 9002. В 1995 году общее
количество выпущенных автомобилей модели Familia (323)
в Японии достигает 10 миллионов при общем количестве
выпущенных автомобилей Mazda в 30 миллионов. Открывается
представительство в Португалии. Mazda начинает тестирование
водородных автомобилей на дорогах общего пользования;
начинает продаваться новая модель – Bongo Friendee.
В следующем, 1996 году, процент доли Ford увеличился
с 25% до 33,4%, президентом компании стал Генри Уоллис,
в Японии начала продаваться новая модель – Demio, и
в том же году начались ее продажи за рубежом, и она
к тому же стала автомобилем года в Японии. На европейском
рынке начала продаваться модель 121, произведенная на
заводах Ford. Mazda запустила систему “Mazda Digital
Innovation (MDI)” – информационную технологию, позволяющую
радикально обновить все стадии производства автомобилей
– от планирования до сборки. Mazda получила сертификат
ISO 9001, снова первой среди японских автопроизводителей.
В 1997 году изменился логотип компании на нынешний;
в компании вводится новая система поощрения персонала;
возобновляется экспорт продукции на Тайвань; президентом
компании становится Джеймс Миллер; разрабатывается модель
Demio FCEV, работающая на топливных ячейках. В следующем,
1998 году Mazda вступила в альянс Ford/Daimler-Benz/Ballard
с целью разработки технологии топливных ячеек, открывает
консультативный центр по трудоустройству женщин, усиливает
свое присутствие на европейском рынке, начинает производство
маленьких турбодизельных двигателей с непосредственным
впрыском. В 1999 году модель MX-5 отметила свое 10-летие,
было достигнуто соглашение с Mitsubishi – Mazda начала
поставлять Mitsubishi небольшие коммерческие автомобили.
В производство была запущены новые модели – Tribute
и Premacy. Помимо этого, был сделан такой шаг, как улучшение
условий работы для женщин. Президент компании снова
поменялся – им стал Марк Филдс.
2000 год ознаменовался выходом Mazda в сферу электронной
коммерции – был основан “e-Business Enabling Office”
и предприняты шаги по улучшению взаимодействия с клиентами
через Интернет. Mazda Roadster, которая в этом году
получила совершенно новый дизайн кузова, попала в книгу
рекордов Гиннесса. На автосалоне в Детройте был показан
концепт RX-Evolve, предшественник ныне выпускаемой модели
RX-8. Mazda приняла участие в совместном с Daimler Chrysler
Japan Holding и Nippon Mitsubishi Oil проекте испытания
автомобилей на топливных ячейках. 2001 год – на автосалоне
в Токио демонстрируется новая Atenza и предварительная
версия RX-8 с роторным двигателем Renesis; завод Ford
в Валенсии, Испания, выбирается как европейская база
для производства компактных автомобилей Mazda; Roadster
получает главный приз "Auto Color Award 2001";
Mazda расширяет сферы применения материалов из переработанных
пластиковых бамперов. Многие модели Mazda в этом году
получили дополнительные, "спортивные" модификации.
В 2002 году компания открыла собственные ясли и выпустила
новую модификацию модели MPV – Sports F, разработанную
женщинами, приняла участие в праздновании 100-летнего
юбилея изобретателя роторного двигателя – Ванкеля, вышла
на автомобильный рынок Китая с моделью 323, разработала
первую в мире технологию экологически благоприятного
покрытия, развивала программу по подбору персонала.
В настоящее время Mazda отказалась от выпуска люксовых
автомобилей (которые в ее модельном ряду были представлены
седаном Millenia). Основной упор в производстве делается
на легковые автомобили малого и среднего класса, а также
спортивные модели, что руководство Mazda считает более
перспективным и эффективным для дальнейшего развития
компании. В гамме спортивных моделей на смену всемирно
известной модели RX-7 пришла RX-8. В вопросах стратегии
развития и продаж компания тесно взаимодействует с Ford,
хотя в производственную сферу Ford не вмешивается. Mazda
по праву может считаться мировым автопроизводителем
– ее сборочные заводы в 21 стране позволяют ей экспортировать
свои автомобили в 120 государств мира.
По
материалам AVTO.VL.RU
|