Соичиро Хонда и Такео Фуджисава
Мотоцикл 1947 года с двигателем A-type
Мотоцикл Honda Dream SA
Танаке на мотогонке Isle of Man TT в 1959 году
Спортивный комплекс Suzuka Circuit
Honda S500
Honda в Формуле 1: 1960-е годы
Honda Civic
Honda Accord
Honda Prelude
Система SRS
Система VTEC
Японская Феррари: Honda NSX
Honda S2000: самый мощный автомобиль с атмосферным двигателем
в расчёте на литр рабочего объёма (120 л.с./литр)
Honda вновь участвует в Королеве автогонок - Формуле
1: конец 1990-х годов
Силовая продукция Honda
Человекоподобный робот Asimo
|
Honda – компания, основанная в 1946 году японским инженером,
изобретателем и автогонщиком Соичиро Хонда (Soichiro
Honda), родившимся в 1906 году. Компания в ее нынешнем
виде и со всей своей более чем 50-летней историей существует
благодаря его дерзкому, изобретательному и нестандартному
образу мышления и поведения. Родившийся в бедной семье
Хонда, не закончив школу, уже в 16 лет поступил учеником
в авторемонтную мастерскую в Токио. Ранняя привязанность
к автотранспорту была обусловлена профессией его отца
– кузнеца, занимавшегося починкой велосипедов и привившего
сыну навыки решения технических проблем. В 1928 году,
накопив достаточно денег, он вернулся в родной город
в провинции Хамаматсу и открыл там первую ремонтную
мастерскую. В этом же году он получил первый из сотен
своих последующих патентов – за идею заменить в колесе
деревянные спицы на металлические. Изобретения Хонды
в будущем принесли ему славу человека, способного находить
простые решения для сложных проблем. В 1938 году он
изобрел поршневое кольцо; производством колец и занималась
основанная им в 1937 году компания Tokai Seiki Heavy
Industry.
В 1945 году, после того, как его фабрика серьезно пострадала
во время войны и землетрясения, Хонда продает Tokai
Seiki компании Toyota за 450 тысяч йен. Однажды приделав
мотор к своему велосипеду и создав таким образом мопед,
а потом собрав еще с десяток таких мопедов для своих
друзей, Хонда решает всерьез заняться производством
подобных машин. В 1946 году он основал компанию под
названием «Институт технических исследований Хонда»
(Honda Technical Research Institute), а в 1947 году
началось производство первого продукта компании – 2-тактного
двигателя A-type объемом 50 куб. см. Через год, в 1948,
компания была перерегистрирована и названа в соответствии
с духом времени – Honda Motor Company – и приступила
к разработке и производству мотоциклов. Первый мотоцикл
компании, получивший название Dream («мечта») и оснащенный
двигателем объемом 98 куб.см, был выпущен в 1949 году.
Тогда же в компанию пришел работать Такео Фуджисава
– человек, по праву считающийся вторым отцом-основателем
компании. Между ним и Хондой существовало разделение
обязанностей – Хонда занимался технологиями производства,
Фуджисава – корпоративным управлением и продажами.
В 1950 году открылся филиал компании в Токио; там же
была куплена швейная фабрика и переделана в завод по
выпуску мотоциклов, на котором началось производство
мотоцикла Dream Type D, который в 1951 году был заменен
на Dream Type E – новую разработку, развивавшую максимальную
скорость в 70 км/ч. В 1952 году головной офис Honda
переместился в Токио, в провинции Сайтама открылся завод
Shirako, появился новый двигатель Cub Type F объемом
50 куб.см и мощностью 1,2 л.с. 1953 год – открылись
еще два завода, организовался профсоюз и была введена
система принятия предложений рабочих, началось производство
Benly J-type. В следующем, 1954 году акции Honda Motor
начинают продаваться на токийской бирже, стартует продажа
скутера Juno K-type и его экспорт в США, и благодаря
технологическому прорыву Honda получает возможность
участвовать в мотоспорте – ее команда принимает участие
в международной мотогонке Sao Paulo в Бразилии и Isle
of Man TT в Великобритании. Соичиро Хонда едет с ознакомительным
визитом на Isle of Man и знакомится с европейской автомобильной
промышленностью. В 1955 году компания стала лидером
по выпуску мотоциклов в Японии, уничтожив огромное количество
конкурентов; Honda приняла участие в первой японской
гонке Motorcycle Endurance Road Race и выиграла в классах
350 и 500 куб.см, получив к тому же приз за конструкцию.
Были выпущены новые модели – Benly JB, Dream SA, Dream
SB-type. В 1956 году были разработаны корпоративные
принципы, которых компания придерживается до сих пор.
Открылся сервисный отдел и была введена в действие годовая
гарантия на продукцию. В 1957 на заводе Shirako открылся
центр исследований и разработок, акции Honda Motor попали
в первую часть списка на токийской бирже. Команда Honda
заняла первое место в гонке гонке Mt. Asama Race в классе
350 куб.см. Дальнейшие победы Honda в гонках мотоциклов
так многочисленны, что их не имеет смысла перечислять.
В 1958 году вышла модель Super Cub, а в 1959 Honda по
производству мотоциклов стала крупнейшей компанией в
мире. Кроме этого, в 1959 году была учреждена компания
American Honda Motor в США.
В 1960 году центр исследований и разработок выделяется
в отдельную компанию – Honda R & D Co., Ltd., а
в 1961 объем продаж мотоциклов Honda достигает 100000
в месяц – впервые в этой отрасли. Начинается производство
мотоциклов в Тайване и открывается представительство
в Германии – Honda Deutchland GmbH. В 1962 году Honda
создала завод по выпуску собственного производственного
оборудования; для этой компании создание собственного
оборудования имеет принципиальное значение. Этот завод
впоследствии стал основой компании Honda Engineering
Co., Ltd. Тогда же открылось представительство в Бельгии
– для сборки и продажи мотоциклов в Европе; был построен
спортивный комплекс Suzuka Circuit; была запущена рекламная
кампания под слоганом «Лучшие люди ездят на Хонде» ("You
Meet the Nicest People on a Honda"). Эта кампания
стоила 5 млн. долларов и способствовала популяризации
мотоцикла и созданию нового его имиджа – "веселого
семейного средства передвижения для среднего класса".
Укрепив таким образом свои позиции на рынке мотоциклов,
Honda вступила на рынок автомобилей, представив в 1963
году свой первый автомобиль – небольшую спортивную модель
S500. При этом Соичиро Хонда в очередной раз проявил
свой знаменитый бунтарский характер, проигнорировав
заявления японского министерства международной торговли
и промышленности о том, что Японии не нужен еще один
автопроизводитель. Кроме S500, Honda выпустила еще и
легкий грузовик T360. На заводе Honda Benelux N.V. в
Бельгии начинается производство мотоциклов. В 1964 году
Honda впервые заявила о своих планах участия в гонках
Formula 1; ее команда выступила в классе 1500 куб.см
на гонках в Германии в том же году. Открывается система
сервисных заводов (S.F.) и по всей Японии начинается
их строительство. Тогда же открылось представительство
во Франции (Honda France S.A.), а S500 победил на 600-километровых
гонках в Нюрбургринге. В провинции Сайтама открывается
завод Sayama, рассчитанный на массовое автомобильное
производство. Следующий, 1965 год, стал годом первой
победы Honda в Формуле-1 – в Мехико, в классе 1500 куб.см
Honda выигрывает Гран-При. В Лондоне открывается великобританское
представительство Honda; начинает экспортироваться новая
модель – S600, которая, как и S500, выигрывает гонку
в Нюрбургринге; появляется самый компактный и мощный
генератор в мире – Honda E300. В 1966 году дебютировала
новая модель – компактный N360, начались продажи и экспорт
модели S800, а также был установлен мировой рекорд –
Honda 11 раз подряд одержала победу в Формуле-2. В 1967
году Honda одержала еще одну победу в Формуле-1 – в
классе 3000 куб.см на Гран-При Италии. 1968 год стал
в некотором роде юбилейным – в США был выпущен миллионный
мотоцикл Honda; во французском Гран-При Формулы-1 Honda
заняла второе место; был подписан контракт, с помощью
которого Honda намеревалась внедриться в мотоциклетный
рынок Испании и Мексики. В 1969 году открываются представительства
в Канаде и Австралии, в США начинается выпуск мотоцикла
Dream CB-750 Four, а в следующем году открылись центр
развития безопасности движения и центр по проведению
мер против загрязнения. Кроме этого, была учреждена
компания Honda Engineering Co. и начался экспорт автомобилей
в Италию.
В 1971 году Honda представила двигатель CVCC (Compound
Vortex Controlled Combustion), первый из соответствующих
Акту о чистом воздухе 1975 года, а также начала продажу
легкового автомобиля Life с водяным охлаждением двигателя.
Открылось представительство в Бразилии и началось производство
мотоциклов в Мексике. Но годом прихода настоящей славы
Honda считают 1972 – год выпуска модели Civic. С этого
времени Honda начала завоевывать признание как производитель
компактных недорогих качественных автомобилей. В 1973
году Соичиро Хонда формально ушел в отставку с поста
президента компании (также ушел в отставку и Такео Фуджисава),
но даже после этого он стремился лично испытывать каждую
новую модель. Хонда и Фуджисава становятся верховными
советниками, а президентом компании стал Кийоши Кавашима.
Начинается продажа Civic с двигателем CVCC. Технология
CVCC передается Isuzu Motors и Chrysler Corporation
согласно подписанному с Honda Motor контракту. Также
подписывается лицензионное соглашение с Ford Motor по
поводу этой же технологии. В комплексе Suzuka Circuit
проводится первый национальный фестиваль мотоциклов.
В 1974 году, когда на Японию обрушился нефтяной кризис
и автопроизводители решили сократить объемы производства,
Хонда поступил совершенно наоборот – удвоил производство
и снизил цены. Он оказался прав – в отличие от, например,
Toyota и Nissan, которые получили 40-процентное снижение
продаж, Honda увеличила продажи на 76 процентов. Соичиро
Хонда в том же 1974 году получил почетную докторскую
степень в Мичигане. В 1975 году запускается “Honda Credit
System” – система продажи в кредит; в 1976 выходит новая
модель – Accord, а общий выпуск Civic превзошел миллион
экземпляров. Civic в 1975 году занял первое место в
тестах на экономичность, которые проводили американское
Агентство по защите окружающей среды и Федеральная администрация
энергетики. Для развития общественной деятельности был
основан Фонд Honda (Honda Foundation). В 1978 году дебютировала
модель Prelude, в 1979 – открылся испытательный полигон
Точиги, а в 1980 году Honda вошла в тройку крупнейших
японских автопроизводителей.
В производство запускались новые и новые модели: в 1980
году – Ballade, в 1981 – Vigor и City. В 1981 году количество
единиц выпущенной силовой продукции достигло 5-миллионной
отметки, а акции Honda начали котироваться на лондонской
бирже. В 1982 году на заводе в Огайо, США, началось
производство автомобилей Accord. Мотоцикл Honda XL500R
побеждает в том же году на ралли Париж-Дакар, а через
год Honda возвращается в Формулу-1 – после 15-летнего
перерыва. В этот период болидами Honda управляли такие
знаменитые пилоты, как Алан Прост и Айртон Сенна; компания
шесть лет подряд лидировала в конструкторском и водительском
чемпионатах. Тогда же, в 1983 году, была представлена
модель Ballade Sports CRX, Honda подписала соглашение
с Austin Rover Group о совместных разработках, президент
Кавашима ушел в отставку и президентом стал Тадаши Куме.
В 1985 году были впервые показаны такие модели, как
Life, Integra и Legend. В то же время развивалось и
направление силовой продукции – общее количество ее
единиц достигло 10 миллионов. Продолжалось и развитие
международной сети. В 1986 году началась разработка
системы 4WS (4-колесного управления), в Канаде началось
производство Accord, Honda заняла три первых места в
ралли Париж-Дакар. Система 4WS уже в 1987 году начала
устанавливаться на автомобили Prelude, Honda стала самой
быстрорастущей компанией в мире и объявила о разработке
системы подушек безопасности (SRS). Был произведен 5-миллионный
Civic. В 1988 году в Японию начали импортировать собранные
в США Accord Coupe и мотоцикл Gold Wing Touring; в составленном
журналом Motor Trend рейтинге самых популярных машин
три первые позиции заняли CRX, Civic и Prelude. Журнал
Car and Driver назвал Accord одной из 10 самых популярных
машин в США. Появилась модель Concerto. Десятилетие
1980-х завершилось примечательным событием – Соичиро
Хонда стал первым азиатом, помещенным в Зал автомобильной
славы в США. В это же время Accord стал самой продаваемой
моделью в США, были представлены системы VTEC и TCS.
Десятилетие же 1990-х началось с дебюта модели NSX,
оснащенной последними техническими новинками – прямого
вызова спортивным автомобилям Ferrari, уверенно закрепившей
Honda на рынке машин класса gran turismo. NSX сразу
же начала продаваться в США. В то же время Honda продвигалась
в направлении экологичных разработок – ее автомобиль
на солнечных батареях под названием Dream занял второе
место в гонке World Solar Challenge. Количество выпускаемых
в месяц мотоциклов в 1990 году достигало 3 миллионов.
В 1991 году создатель компании Соичиро Хонда умер. Компания
же продолжала свое развитие – в 1992 году вышла новая
модель – CR-X Del Sol, Civic отметил свою 20-ю годовщину,
и цифрой в 20 миллионов были отмечены сразу выпуск мотоцикла
Super Cub, общий объем выпуска автомобилей в Японии
и выпуск силовой продукции. В 1993 году Honda снова
ушла из Формулы-1; автомобиль Dream на солнечных батареях
побеждает в гонке World Solar Challenge; в комплексе
Suzuka Circuit открывается Коллекционный зал. В 1996
году выходят такие модели, как Logo и Stepwgn, презентуется
система ATTS (автоматическая система распределения крутящего
момента), а также анонсируется прототип человекоподобного
робота. В дальнейшем Honda все больше и больше продвигается
в области экологически чистого автомобилестроения –
выпускаются автомобили, работающие на газе и электричестве,
улучшаются характеристики двигателей, позволяющие снижать
количество вредных веществ в выхлопных газах. Так, например,
в 1996 году выходит Honda EV PLUS – электромобиль, который
уже в 1997 году начинает сдаваться в аренду, разрабатываются
гибридные автомобили с системой IMA, выпускаются двигатели
ZLEV с нулевым уровнем выбросов. В то же время совокупное
производство мотоциклов в 1997 году достигает 100 миллионов.
1998 год – 50-летний юбилей компании; разрабатывается
новая система газораспределения – Hyper VTEC; выпускаются
модели S2000 и HR-V. Honda снова, в третий раз объявляет
о планах участия в Формуле-1 и в 1999 году начинает
участвовать в гонках с командой BAR (British American
Racing).
В 2000 году Honda представила публике робота Asimo.
Цель его создания – появление функционального помощника
по дому в недалеком будущем. В 2001 появилась новая
модель – компактный автомобиль Fit; Accord еще раз стал
самой продаваемой машиной в США. В настоящее время Honda
– динамично развивающаяся компания, выпускающая легковые
автомобили и мотоциклы, спецтехнику, двигатели, силовую
продукцию. Технологические новшества, которые компания
постоянно разрабатывает и вводит в строй, касаются не
только автомобилей – это и навигационные системы, и
строительство экологически чистых заводов, и исследования
во многих других сферах, и участие в разных видах автомобильного
спорта. Сейчас компания располагает 119 производственными
предприятиями в 33 странах мира, что позволяет ей ежегодно
выпускать свою продукцию миллионами единиц. По производству
мотоциклов Honda занимает первое место в мире и входит
в первую десятку мировых производителей автомобилей.
При этом она остается одной из немногих независимых
автомобильных компаний, отказавшейся от распространенной
среди автопроизводителей идеи объединения в концерны.
Honda обладает достаточным потенциалом для того, чтобы
и в дальнейшем сохранять свои позиции в мировом мото-
и автомобилестроении.
По
материалам AVTO.VL.RU
|